Публикации на сайте |
О том, что музыка используется в качестве пыток в тюрьме для террористов Гуантанамо, стало известно давно и вызвало широкий резонанс среди артистов. Еще больше шокирует трек-лист американских военных: от индастриала и хеви-метала до попсы и песен из детской передачи «Улица Сезам».
В свое время на меня произвел большое впечатление мой первый концерт одной известной индастриал-группы. Мне в память врезалась фраза моего друга, уже искушенного подобного рода действами: «Вот это уровень! Тебя будто расстреливают со сцены».
Молодые поклонники жесткой индустриальной музыки и экстремального металла со снисходительной улыбкой воспринимают реакцию родителей, которые называют это пыткой. Мы приходим в клуб, чтобы поболтать со старыми знакомыми и встретить новых, а потом нырнуть в океан оглушающей, разрывающей музыки, клубов дыма и мерцающих стробоскопов, чтобы на какое-то время полностью забыть о любых проблемах и не всегда приятной реальности за стенами клуба.
Однако наша любимая музыка звучит не только в стенах концертных площадок. Вместо бушующего, но в целом дружелюбного танцпола, представьте себе влажный спертый воздух тюремной камеры, единственный хоть как-то знакомый вам здесь человек – это охранник, чье лицо, может быть, запомнится, если повезет увидеть его до того, как вам на голову наденут черный мешок. Несколько суток подряд без сна, проведенные на холодном полу на колеях со связанными за спиной руками. Теперь свет стробоскопов и громкая музыка несколько часов подряд вряд ли покажутся таким уж удовольствием.
Томас Райнер (L’Ame Immortelle, Nachtmahr):
«Ненавижу, когда искусство в любом проявлении используется во зло. Искусство должно быть позитивным, оно должно очищать – приводить к катарсису и НИКОГДА не должно использоваться в качестве оружия, средства пыток или в политических целях».
Летом 2002 года Джордж Буш младший подписал резолюцию о «специальных методах допроса». Суть этих методов заключается в создании для подозреваемого психологически максимально неприятной, тревожной атмосферы с целью вывести его из равновесия. Проигрывание громкой музыки продолжительное время, воздействие температурой, лишение сна – после таких методов не остается следов, которые можно было бы засвидетельствовать. Это называется «пытками без прикосновения».
Согласно отчетам «Красного Креста», «Amnesty International» и «Human Rights Watch», к таким методам частенько обращаются американские военные. В основном, это касается подозреваемых в терроризме на Ближнем Востоке: Ираке, Пакистане, Афганистане. Самый большой резонанс вызывают новости из скандально известной тюрьмы Гуантанамо. Там содержатся люди, обвиняемые в военных преступлениях и терроризме. И хотя некоторые находятся в тюрьме уже не первый год – ни суда, ни следствия по делам многих из них никогда не начиналось. Зато новости о бесчеловечном обращении с заключенными не сходят со страниц газет.
Те, кому удалось выйти на свободу, рассказывают об ужасах, которые им пришлось пережить. Публично выступают и охранники тюрем, и военные, которые не могут мириться с подобным обращением с людьми. Один сержант, служивший в Афганистане, рассказал «Human Rights Watch» о типичной процедуре допроса: «Агенты спецслужб могли допрашивать подозреваемого сутками. Все начиналось с простых вопросов, назвать свое имя и так далее. Но после первого же «нет», «я не знаю» или «у меня нет такой информации» – то есть после первого «неверного» ответа выключался свет, включался стробоскоп, врубалась на всю мощность тяжелая музыка, врубалось сразу все, что они только могли врубить. Музыка играла так громко, что те, кто находился в радиусе десяти метров от комнаты, где проходила экзекуция, были вынуждены кричать, чтобы услышать друг друга».
Одни из самых популярных песен, используемых в таких целях, это композиции Drowning Pool «Bodies» и Metallica «Enter Sandman». Вокалист Metallica Джеймс Хетфилд счел за честь служить Америке. «Если иракцы не знают, что такое свобода, я рад, что стал частью такого воздействия», – заявил он в одном радиоинтервью в 2004 году. И в шутку добавил: «Мы наказывали этой музыкой наших родителей, жен и возлюбленных. Почему с иракцами стоит поступать иначе?» В свою очередь, Drowning Pool даже ездили в Ирак, чтобы поддержать американскую армию. Барабанщик группы Стив Бентон однажды заявил: «Для меня большая честь, что моя песня послужила тому, чтобы предотвратить второе 11 сентября или что-то в этом роде». Впрочем, позже музыкант принес извинения за это высказывание.
К слову, громкость – далеко не единственный аспект, который делает агрессивные музыкальные композиции средствами пыток. Так песня Deicide «Fuck Your God», хотя и носит антихристианский характер, успешно используется для деморализации исламистов. Большим стрессом для заключенных с Ближнего Востока может стать любая западная музыка: рок, рэп и даже хит Бритни Спирс «…Baby One More Time». Это настолько чуждое им переживание, что оно может привести их в отчаяние. Один из бывших заключенных так рассказывал об этом: «Побои не были проблемой. Ты просто привыкаешь к тому, что во время допроса тебя могут избить. К этому можно подготовиться морально, можно сконцентрироваться на чем-то другом. Но к психологической пытке подготовиться нельзя. Ты теряешь ход мыслей, чувствуешь, как сходишь с ума от музыки, от громкости. Со временем перестаешь разбирать слова, и все, что ты слышишь – лишь тяжелые удары».
Эрк (Hocico):
«Дух искусства насилуют каждый раз, когда используют музыку в качестве пытки. Никто не имеет права использовать произведение искусства в качестве психологического оружия. И я рад, что о подобных случаях стало известно общественности».
Еще один безотказный прием – проигрывание одной и той же композиции долгое время. «Когда слушаешь одно и то же 24 часа в сутки, мозг и тело сдаются, начинаешь соображать медленнее, воля слабеет. Вот тогда мы и начинаем допрос», – объясняет бывший военный. Здесь выбор композиций куда более изощренный – детские песенки. Одна из самых популярных – песенка Лилового динозаврика Барни «I Love You». «I love you, you love me – we're a happy family. With a great big hug and a kiss from me to you, Won't you say you love me too? (Я люблю тебя, ты любишь меня – мы счастливая семья. Я обниму тебя и поцелую, ты ведь тоже меня любишь?)», – поет динозаврик.
Несколько лет назад мужчина отсудил у Диснейленда восемь тысяч долларов за моральный ущерб после того, как застрял в одном из аттракционов и был вынужден слушать песенку «It's A Small World» тридцать минут к ряду. Те же, кто попал в руки спецслужб США, слушают подобные песни сутками.
Автор музыки «Улицы Сезам» Кристофер Серф был сражен новостью, что и его произведения используются на допросах. Совместно с немецким режиссером Тристаном Китрошеком композитор снял фильм «Музыка, как оружие» («Musik als Waffe», 2010). Они попытались воспроизвести условия, в которых содержат заключенных и испытать пытку музыкой на себе.
Адриан Хейтс (Diary of Dreams):
Внезапно это напомнило мне «Заводной апельсин». Скорее всего, мы знаем лишь малую часть того, что на самом деле происходит в Гуантанамо. Но то, о чем мы узнали, непостижимо и невозможно ничем оправдать. Для каждого артиста и музыканта невыносима одна только мысль, что у пострадавшего он всю жизнь будет ассоциироваться со страданиями, мучениями и болью.
В 2008 году ряд известных музыкантов подписали петицию, которая получила название «Zero DB». Среди подписавшихся были Pearl Jam и Трент Резнор. Кроме того, против применения музыки в качестве пыточного орудия публично высказывались Rage Against the Machine, Massive Attack и R.E.M.
На прошлой неделе появились новости о том, что музыканты из канадской группы Skinny Puppy подали в суд на Министерство обороны США за использование их музыки во время допросов в Гуантанамо. Согласно сообщениям, музыканты потребовали от правительства 666 тысяч долларов.
Симоне Сальватори (Spiritual Front):
У каждого чувства есть свое музыкальное сопровождение. Похоже, американским воякам нравится мучить своих заключенных под хорошо известные группы типа Skinny Puppy, Metallica и Rage Against the Machine.
Признаться, я не удивлен, что придурочные солдафоны издевались над людьми именно под эту музыку. Чего теперь добиваются Skinny Puppy? Возможно, они пытаются оправдать собственные слабости и ошибки, перекладывая ответственность на других? Надо признаться самим себе, что зло есть в каждом из нас! Так что хватит искать пустые оправдания, особенно, если в конце строчки стоит сумма в 666 тысяч долларов.
Впрочем, в прессе уже появились опровержения того, что канадцы выставили счет американскому правительству. И, конечно, в обществе, в котором мы живем, нет и не должно быть оправдания ни терроризму, ни пыткам. Что же касается музыкантов, которые против своей воли причиняют страдания другим людям, то это тоже вопрос ответственности. Ответственности тех, кто использует их творчество во зло, и самих музыкантов. Ведь влияние музыки на общество неоспоримо. В этой связи стоит лишь упомянуть, что первый хит Бритни Спирс «Hit Me Baby One More Time» («hit» можно понять, как «бить»), со временем переименовали в «…Baby One More Time», опасаясь спровоцировать увеличение случаев домашнего насилия. И стоит ли удивляться, что, чтобы вызвать у заключенных тревожное состояние, используют, в том числе, агрессивную музыку? И вполне показательно, что в пыточном хит-параде оказались, как поп-исполнители, так и представители экстремальной музыки. С той лишь разницей, что Бритни Спирс до сих пор никак не прокомментировала использование ее песен во время допросов заключенных.
30 песен, ставших пытками для заключенных Гуантанамо:
1. AC/DC - Hells Bells
2. AC/DC - Shoot To Thrill
3. Aerosmith - Cryin
4. Anal Cunt - Fuck Yeah
5. Barney the Purple Dinosaur - Theme tune
6. Bee Gees - Stayin Alive
7. Britney Spears - Baby One More Time
8. Bruce Springsteen - Born In The USA
9. Burzum - Dunkelheit
10. Choke ft. Met - Morning Dubz
11. David Gray - Babylon
12. Death In June - All Pigs Must Die
13. Deicide - Fuck Your God
14. Don McLean - American Pie
15. Dope - Die MF Die
16. Dope - Take Your Best Shot
17. Dr. Dre feat. Snoop Dogg - Still D.R.E
18. Drowning Pool - Bodies
19. Eminem - Kim
20. Eminem - The Real Slim Shady
21. Eminem - White America
22. Last Days Of Humanity - Rectal bowel inquisition
23. Lil' Kim - Lighters Up
24. Limp Bizkit - Hot Dog
25. Matchbox Twenty - Cold
26. Meat Loaf - Bat Out Of Hell
27. Metallica - Enter Sandman
28. Neil Diamond - America
29. Nine Inch Nails - March Of The Pigs
30. Nine Inch Nails - Mr. Self Destruct
31. Prince & The Revolution - Raspberry Beret
32. Queen - We Are The Champions
33. Rage Against the Machine - Killing in the Name Of
34. Red Hot Chilli Peppers - Taste The Pain
35. Saliva - Click Click Boom
Похожие материалы:
Легендарный метал-фестиваль Wacken Open Air вернется в этом году после двухлетнего перерыва, связанного с пандемией! До официального старта Wacken Open Air еще двое суток, но уже на пересадке в аэропорту Осло нам то и дело встречаются группы людей в фестивальных футболках и мерче метал-групп. В итоге наш самолет оказывается почти наполовину заполнен посетителями фестиваля. Спустя пару часов мы сливаемся с такими же пассажирами других рейсов на выдаче багажа в Гамбурге. Следующая ключевая точка – гамбургский вокзал, где как обычно царит многолюдная суета. И здесь из толпы выделяются люди с рюкзаками и палатками с характерной внешностью. После внимательного изучения расписания мы попадаем на нужную платформу, которая постепенно заполняется металхэдами. Около часа пути поездом, и мы на месте. Толпа вываливает на платформу Итцехо – это ближайший к Вакену относительно крупный населенный пункт и железнодорожная станция. Времена сейчас такие, что, похоже, куда проще купить уже раскрученный бренд, чем придумывать что-то с нуля. И здесь как на базаре: одни продают, пока не протухло, а другие покупают, пока не протухло. Так случилось и с одним из самых успешных европейских рок-метал-фестивалей Sweden Rock, акции которого года три назад приобрело крупнейшее в мире эвент-агентство Live Nation. Было обещано, что на внутренней политике фестиваля это никак не отразится. Хотя кое-какие изменения всё же произошли. В частности, хедлайнерами прошлого года стали артисты Live Nation – Iron Maiden – прежде устроители Sweden Rock старались не замахиваться на стадионных гигантов типа Maiden или Metallica, чтобы в день их выступления не случилось излишнего скопления народа. Но, как бы оно ни было, если не вдаваться в нюансы, кардинальных перемен пока действительно не наблюдалось, и в целом SRF продолжает подкупать своих посетителей стабильностью, а те, в свою очередь, стабильно собираются в первые выходные июня в шведской провинции Норье: в этом году был традиционный аншлаг, и ежедневно фестивальное поле посещало около сорок тысяч человек.
|