ROCK ORACLE №6 12/2009 |
Когда-то сослужившие службу пропагандистам Третьего Рейха пафосные черно-белые кадры из фильма Лени Рифеншталь «Олимпия» сменяют друг друга, демонстрируя красоту и мощь человеческого тела и духа. Обнаженные атлеты изгибают свои совершенные тела под звуки хорошо знакомой электро-поп песни, которая исполняется брутальным мужским голосом с сильным немецким акцентом под аккомпанемент металлических гитар и раскатистых барабанов. Это был новый поворот в извилистой истории музыки, громкий скандал под громкую музыку. Так, благодаря удачной перепевке хита Depeche Mode «Stripped», немецкая группа Rammstein осуществила прорыв в мировые чарты. Так мир узнал направление Neue Deutsche Harte, что означает «Новая Немецкая Жесткость» — собирательный термин, возникший в Германии в конце девяностых годов. Звучит воинственно, мужественно и внушительно. Однако не совсем понятно, какие группы и по какому принципу стоит к нему относить. Постараемся хотя бы немного разобраться в сонме глубоких арийских голосов, увесистых ритмов и отрывистых гитарных риффов.
«Началось все так: Наш старый друг Йохан Рихерт (AFM / Soulfood) в конце девяностых спросил меня, можно ли ему использовать название «Neue Deutsche Harte» (Новая немецкая жесткость) для компиляции одной компании, на которую он тогда работал, так как для своей музыки Atrocity использовали термин «Neue Deutsche Werke» (Новые немецкие работы), так же он спросил, хотим ли мы войти в эту компиляцию. На тот момент нашим последним релизом был «Werk 80», на который вошли каверы на такие песни, как «Mussolini» и «Die Deutschmaschine». Я сказал, что для нас это не проблема, и, в конце концов, мы попали на компиляцию, ха-ха. Я и не думал, какой будет эффект... внезапно люди заговорили об NDH. Позже, такие группы как Rammstein (которые, кстати, не были на компиляции, ха-ха), OOMPH! или Megaherz стали выпускаться как представители NDH», — рассказывает Алекс, вокалист группы Atrocity, которую считают одними из основателей Neue Deutsche Harte.
Но на самом деле началось все с нового Великого потопа и ковчега Йоакима Витта.
И ты кричишь в ночь,
И ты молишь о волшебной силе,
О лучшем мире, чтобы жить в нем,
Но другого мира не будет.
(Joachim Witt feat. Peter Heppner «Die Flut», с альбома «Bayreuth 1»)
Это песня Йоахима Витта, которого одни считают отцом современной немецкой музыки, а другие — чуть ли не жуликом, который просто успешно подстраивается под новые веяния. Витт начал свою музыкальную карьеру еще в семидесятых. Его первый хит «Goldener Reiter» прозвучал в 1981 году, тогда же его имя стало в один ряд с всем известными Nena и Falco. В то время многие немецкие исполнители запели на родном языке и старались всячески подчеркивать свое происхождение. Витт прославился как один из главных героев этого направления, получившего название «Neue Deutsche Welle» (Новая Немецкая Волна). Однако второй этап его творчества был ближе как раз к NDH. В мае 1998 года музыкальный мир потряс дуэт Йоахима Витта и Петера Хеппнера (Wolfsheim) с композицией «Die Flut». В первую очередь, скорее, благодаря снятому на нее видео, в котором фигурируют такие символы, как Великий потоп и спасительный Ковчег. На борт которого, правда, допускаются далеко не все, а только «угодные» люди. Клип был воспринят критиками неоднозначно — многие увидели в нем явную аллюзию на нацистскую идеологию. Что не помешало последовавшему за синглом «Die Flut» альбому «Bayreuth 1» стать платиновым в Германии и Австрии. В числе своих источников вдохновения Витт называл работы знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера, в то время как его собственная музыка послужила мощным источником вдохновения для групп типа Rammstein.
Neue…
Особенно интересно, что большинство групп, на музыку которых был навешен ярлык Новой Немецкой Жесткости, существовали к моменту появления этого термина уже много лет. «Во-первых, мы не новые, нам скоро за двадцать перевалит, я бы не охарактеризовал так нашу группу», — заявил Штефан Вайднер из Bohse Onkelz в 1999. Хотя группа Totenmond появилась позже Bohse Onkelz, в том же году вокалист группы Олаф Паццер делает заявление схожее со словами Вайднера: «Нам совсем не нравится, что нас причисляют к Neue Deutsche Harte. Этот термин появился всего два года назад, а Totenmond существует уже десять лет».
Говоря о Neue Deutsche Harte, нельзя не упомянуть скандально известную словенскую группу Laibach. Группа была образована в 1980 году, их музыкальный стиль — провокационный индастриал, пронизанный тоталитарной эстетикой, язык — самый подходящий для подобной музыки — естественно, немецкий! Когда миру явились Rammstein, поклонники Laibach увидели много общего между двумя группами. Сами словенцы не отрицают данного сходства, но и не имеют ничего против эксплуатации своих идей. «Laibach не верит в оригинальность, и мы не считаем себя исключительными авторами и владельцами наших идей. Следовательно, Rammstein не могли «украсть» что-то у нас. Их просто вдохновила наша работа, что само по себе является абсолютно законным. Мы рады, что они сделали это. Таким образом они доказали, что хорошая «копия» может собрать больше денег, чем «оригинал». Как бы то ни было, сегодня мы делим территорию: Rammstein — это Laibach для подростков, а Laibach — Rammstein для взрослых», — говорит идеолог группы Иван Новак. В 2003 году, когда свет увидел альбом «WAT», на вопрос «Чем вы занимались все это время?», Иван ответил: «Мы делали Rammstein». К слову о копировании, вокалист группы Fleischmann Норберт Якшентис как-то вспомнил: «Один журналист мне сказал, что мы уже давно это играли, а Rammstein и NDH сегодня празднуют наш успех. Мы не думали о концепции. Мы просто делали то, что должны были делать, что было в нас и что мы хотели выразить». Тогда Юрген Энглер из Die Krupps задает логичный вопрос: «Если вся музыка направления Neue Deutsche Harte основана на скопированной музыке: что же тогда новое в этом направлении?»
Ответ — в моду входит новая эстетика, где важным становится все, что провоцирует. Определенный стиль оформления обложек и буклетов. Тексты преимущественно на немецком языке. Имидж музыкантов — мрачные накачанные коротко стриженные молодые люди в черном. Их легко можно было бы принять за нео-фашистов, но это не более чем очередная провокация.
Чувствуешь ли ты жизнь под своим прахом,
Тайную мощь языков пламени,
Хочешь ли ты вознестись над своим прахом,
Когда твой огонь разгорится.
(Weissglut «Unter deiner Asche», с альбома «Weissglut»)
…Deutsche…
Самая страшная часть термина Neue Deutsche Harte — «deutsche» — немецкая. С одной стороны все просто — NDH объединяет жесткие немецкие группы, которые исполняют песни на немецком же языке. Вот как музыканты объясняют свой выбор: «Я пою по-немецки, потому что это мой язык. Я, конечно, могу петь по-английски, но я всегда делал бы ошибки. Досадные ошибки», — говорит фронтмен группы Eisenvater Маркус Е. Липка. Норберт Якшентис: «Я тогда подумал: «Зачем петь по-английски? Англичане и американцы могут сделать это лучше». Letzte Instanz придерживаются следующего мнения: «Мы поем на немецком языке, потому что нам есть, что сказать, и наши поклонники должны понимать наши тексты. Немецкий язык открывает огромные возможности для игры слов. Как правило, в наших текстах смысл надо искать, мы не говорим прямо».
Однако не все смогли воспринять это именно так. Слишком много людей купилось на провокацию, всем известные факты истории Германии заслонили ее светлое, честное, великое прошлое, а язык философов, поэтов и писателей превратился в язык фашистов. «Когда я слышу «Neue Deutsche Harte», мне в голову приходят такие тевтонские названия, как Rammstein, Keilerkopf или Richthofen. Они автоматически пугают каждого, у кого проблемы относительно всего немецкого», — делится своими соображениями Юрген Энглер.
Образ группы Rammstein построен на стереотипах и является вызывающим и провокационным, что только усиливает реакцию людей и это крайне не одобряют некоторые другие немецкие музыканты.
«Они стали популярными, потому что решили использовать клише. Они прекрасно воплотили в жизнь образ так называемого «уродливого немца», что до сих пор поощряется многими людьми. И это именно то, что никогда не найдет места в творчестве OOMPH!. Мы группа сегодняшнего дня — никаких старинных клише… Мы знакомы с Rammstein и уважаем друг друга, но OOMPH! никогда не превратится в лас-вегасское празднество под названием “Шоу Зигфрида и Роя”», — комментирует Деро из OOMPH!.
«Послушайте, что говорят о немцах: «Они много работают, они дисциплинированы, они исполняют только приказы, они как роботы, у них нет эмоций». Групп типа Rammstein играют на образе плохих немцев», — рассказывает Alexx из Eisbrecher.
|
В то время как мировая общественность радостно насаждает немцам комплекс вины, например, Rammstein не понимают, в чем их вина: «“Motor” хотел, чтобы мы с самого начала рисовали перечеркнутую свастику в мусорной корзине, как Die Krupps, потому что EBM рассматривался как праворадикальное направление. Но нам это не понравилось. Почему мы должны извиняться за то, к чему мы не имеем никакого отношения?»
В 1996 году образовалась группа Weissglut. Идеолог этого проекта Йозеф Мария Клумб, или Йозеф К., также известный по участию в Forthcoming Fire и Von Thronstahl, нередко становился объектом скандалов — в основном из-за своего интереса к фашистской эстетике, своеобразного символизма, приверженности европейскому национализму и католическому консерватизму. Этот любитель разбавить свою лирику цитатами немецких классиков имеет собственную позицию: «Мой взгляд на культуру охватывает будущее. Германия возродится. Я верю в чистоту и светлую сущность этой нации. Ее духовная культура, одна из величайших, не может и не должна больше принижаться. Сам я осуждаю насилие над людьми, все равно, какой они расы или какую религию исповедуют. Война и фашизм дают слишком большую свободу аморальным людям с садистскими наклонностями».
Хотите ли вы увидеть кровать в огне,
Хотите ли вы сгореть дотла,
Да, вы хотите вонзить кинжал в простыню,
Да, вы хотите слизывать кровь с лезвия.
(Rammstein «Wollt ihr das Bett in Flammen sehen», с альбома «Herzeleid»)
…Harte
Cильный глубокий вокал, немецкоязычная лирика, один или два гитариста, басист, ударник и клавишник — взболтать, но не смешивать. И если все музыканты немецкого происхождения — вуаля: вы получили группу, которая подойдет под описание NDH. Вот что заметил Алекс из группы Atrocity в отношении данного стиля: «NDH-группы рассматриваются так же, как индастриал-группы в виду того, что они используют клавишные на базе метала. Альбомы Atrocity «Gemini» и «Werk 80» рассматривались как что-то в этом роде. Говоря о тяжелых группах, поющих на немецком, часто забывают Schweisser или Eisenvater или даже Totenmond».
Группа Die Schweisser образована в 1987 году пятью баварцами, которые сначала искали вдохновения в музыке панк-групп, не претендующих на глубину и осмысленность текстов. «Все думали о нас, что мы веселые, но это нам просто не подходит», — рассказывает гитарист группы. В начале девяностых музыканты встали перед выбором: продолжать играть панк, профессионально валять дурака и упасть в интеллектуальном плане до уровня Die Artzte, или создать свое звучание и писать тексты, которые бы идеально на это звучание ложились, то есть играть агрессивную музыку? Их альбом «Eisenkopf», вышедший в 1994 году, показал новую форму интеллектуального металла, обогащенную игрой на саксофоне.
Однако агрессия или жесткость в музыке — не обязательно дань модному течению, для кого-то это просто способ выразить свой гнев. Участники группы Totenmond связывают свои настроения с детством: «Мы просто перерабатываем свои политические и религиозные взгляды. Меня воспитывали строго религиозно. Все началось с детского садика: каждое утро мы должны были молиться и ходить на занятия о законе божьем, даже если мы этого не хотели. Из-за этого развились фрустрация и ненависть», — вспоминает вокалист Олаф Паццер. Басист Роберто продолжает: «В школе мы должны были в течение трех дней учить наизусть тексты из Библии длинной около 1000 слов. Если ты повторял текст не дословно, учитель бил тебя по пальцам».
Одним из основных вдохновителей NDH считается группа OOMPH! из города Вольфсбург, того самого, где производят «народные автомобили» «Volkswagen». Первые альбомы «OOMPH!» и «Sperm», благодаря которым трое немцев получили звание «королей индастриала», оказали значительное влияние на сцену, в частности, на такие группы, как Rammstein и Megaherz. В дальнейшем OOMPH! стали уделять больше внимания гитарному саунду. Они неохотно говорят о своей связи с NDH: «Определение “Neue Deutsche Harte” подразумевает, с одной стороны, негативную ассоциацию с историей Германии. С другой стороны, что касается новой немецкой жесткости: OOMPH! больше не новы; наше происхождение мы описываем больше как европейское, чем немецкое; и, к счастью, жесткость никогда не была нашей единственной характеристикой. Мы никогда не боялись отражать в музыке весь широкий спектр человеческих эмоций. Поэтому, на мой взгляд, определение NDH ни в коем случае не подходит OOMPH!, кроме того, оно мне не нравится. А уж на кого мы повлияли, пусть судит кто-нибудь другой…»
В 1993 году на небосклоне немецкой музыки над Мюнхеном зажглось новое созвездие в форме сердца, которое назвали Megaherz. Уже в самом начале баварцы открестились от NDH: «Мы не имеем ничего общего с этим музыкальным направлением. Наш лозунг: «Die Neue deutsche Herzlichkeit» (Новая немецкая сердечность), и мы надеемся, что со временем это станет новым музыкальным течением», — заявил основатель группы Алекс Alexx Веселски. Тем не менее, Megaherz как нельзя лучше подходит под определение Neue Deutsche Harte. В 2003 году из-за разногласий Алекс покидает группу и вместе с еще одним членом Megaherz основывает новую группу Eisbrecher. Следом за Алексом последовали и фанаты Megaherz. Самое забавное, что и Eisbrecher не избежал клейма NDH.
Помимо музыки и визуального ряда, слово «жесткость» в названии направления может иметь отношение и к текстам песен. Немецкий язык, в основном, благодаря предводителям Третьего Рейха, считается «лающим» и «грубым». Многие музыканты не стесняются эксплуатировать этот стереотип. «Однажды мне позвонили и спросили, хочу ли я продюсировать новую немецкую группу, музыка которой — это смесь Laibach и Metallica. Вокалист пел в манере Laibach, с этим раскатистым «р». Музыка же походила больше на метал. Мне кажется, что причины, побуждающие музыкантов из группы Laibach делать такую музыку и такие выступлений, схожи с моими мотивами. Но если немецкая группа поет с раскатистым «р» и ведет себя как тевтонцы, я нахожу это отвратительным», — высказался Юрген Энглер. Оживленные дискуссии вызывало произношение Тилля Линдеманна, вокалиста группы Rammstein. Сами члены группы говорят о себе так: «Мы стая. Стая, в который всего добивается тот, кто лает громче».
Первого крупного успеха они добились после записи кавер-версии песни Depeche Mode «Stripped» для трибьют-альбома «For The Masses». Тогда же они были втянуты и в первый крупный скандал, связанный с их именем. Для клипа «Stripped» использовались фрагменты фильма «Олимпия» Лени Рифеншталь 1936 года. Несмотря на заявление режиссера клипа, что он специально удостоверился в том, чтобы не только свастики, но и все элементы, так или иначе указывающие на исторический контекст, были вырезаны, Rammstein были обвинены в попытке реабилитировать нацистское искусство.
Ульф Пошардт, известный немецкий музыкальный критик, который проводил немало исследований относительно «новой немецкой жесткости», так прокомментировал видео: «Провокация всегда была частью эстетики воздействия. В то же время коммерция вмешивается в эту эстетику. Все началось со времен Энди Уорхола, мы уже не можем разделить в искусстве форму и то, что мы хотели, чтобы было эстетическим замыслом. Rammstein — не праворадикальная группа. Один мой друг как-то ехал в такси с солистом группы, Тиллем Линдеманном. Водитель такси был индийцем. Около такси остановилась «Porsche», водитель которой обругал индийца, потому что он иностранец. Тогда Тилль вышел из такси и сильно ударил в дверь спортивной машины. Rammstein — скорее жертвы индустрии, которой они подставили себя под удар».