Публикации на сайте |
Белорусский вокзал, скоростной поезд Москва – Минск, пересадка на автобус Минск – Вильнюс, рекордно быстрое по нынешним меркам прохождение границы. Ночевка в Вильнюсе, перелет до Эйндховена, Club Mate и сэндвичи в хипстерском кафе под названием «Lucifer», FlixBus до Дюссельдорфа, электричка до Кельна. Фестиваль Amphi, после заезд к друзьям в Нидерланды. И, наконец, снова FlixBus до гамбургского вокзала.
Мы едем с большим запасом по времени, чтобы по традиции провести еще пару дней в уютном городке Глюкштадт, который успел полюбиться по предыдущим поездкам на Wacken. Два года без путешествий за пределы страны и туманное будущее, которое не обещает позитивных сдвигов в этом вопросе, заставляют выжать из этой поездки все. Кто знает, что ждет нас в следующем году?
Предоплата за апартаменты внесена сразу после завершения Wacken Open Air 2019. За прошедшее время мир изменился до неузнаваемости, хотя если не читать новости и не обращать внимания на свежие граффити и развешанные на улицах европейских городов флаги, то этого можно и не заметить. Германия живет своей жизнью – рестораны и кафе полны, бездомные все так же аккуратно спят в спальниках на ступеньках Кельнского собора, отовсюду слышится речь на всех языках мира, на улицах пахнет травкой (до официальной легализации осталось совсем немного), а электрички все так же приходят не по расписанию.
За сутки до официального старта фестиваля мы в потоке нагруженных рюкзаками и палатками металхэдов выкатываем свои чемоданы из поезда на станции Ицехо. Пестрая толпа сразу вытраивается в очередь к остановке шатл-баса. На улице жарко, асфальт перед вокзалом испаряет запах многократно пролитого пива.
Внутреннее радуясь, что нам вновь удастся избежать поездок на автобусе, забитом до самого потолка людьми и туристическими рюкзаками, мы грузим свои вещи в багажник машины хозяйки наших апартаментов Дженнифер. Она уверенно петляет по каким-то похожим друг на друга дорогам через местные леса и поля в сторону деревни из десятка домов в нескольких километрах от Вакена. Местное радио в машине сообщает об образовавшихся тут и там пробках на подъездах к фестивалю.
Заселяемся в наши роскошные апартаменты – отдельная комната с ванной и туалетом, всего в 6 км от места проведения фестиваля. Холодильник забит напитками и закусками – оплата в стоящую рядом копилку-свинью по схеме «сколько не жалко». Внутренний дворик с видом на лошадиное пастбище – уютное место для завтрака. В двухэтажном доме в чуть менее комфортных, чем мы условиях, проживают другие гости: компания из четырех немцев, американец с дочкой и ее бойфрендом, и семейная пара – тоже немцы.
После короткого отдыха выезжаем на фестиваль. Официальное открытие – завтра, сегодня так называемый нулевой день, хотя по сути это уже полноценный старт с концертами на всех площадках, кроме двух главных сцен. Вакен выглядит точно таким же, как я его увидел впервые в 2015 году и видел потом все последующие годы. Главная улица полна людей, музыки и шума, жарятся колбаски, льется пиво. По принтам на футболках и нашивкам на безрукавках проходящих мимо людей можно составлять энциклопедию металлической музыки – и, кажется, ни одно хоть сколько-нибудь значимое имя не будет упущено. Люди деловито и сосредоточено волокут огромные рюкзаки, некоторые катят перед собой телеги, нагруженные упаковками с алкоголем и продуктами, в сторону кемпинга, торопясь скорее покончить с размещением и присоединиться к тем, кто успел сделать это раньше и теперь просто движется, кажется, безо всякой цели в хаотичном и шумном людском потоке. Кто-то сидит на асфальте, кто-то пытается кому-то дозвониться, кто-то озадачено сверяется с картой и не может понять, куда ему надо идти.
В баре Metal Place уже битком, играет «Fear of the Dark», которой подпевает несколько десятков голосов. Возможно, что эти же самые люди занимались здесь тем же самым десять и более лет назад, возможно, часть из них в Вакене впервые. Но совершенно точно одно: метал восьмидесятых даже спустя почти четыре десятка лет остается одним из главных источников эндорфинов для большинства посетителей этого фестиваля-гиганта. А потому стоит ли удивляться уже совсем отчетливо наметившемуся и набирающему обороты в последние годы тренду New Wave of Traditional Heavy Metal?
В этом году инфраструктура, вынесенная за пределы самого фестивального поля, продолжает расти и изменяться. Множество точек с продажей всякой всячины и спонсорскими активностями теперь расположены до входной группы. Эксперимент с установкой гигантского супермаркета в 2019 себя не оправдал, теперь эту функцию выполняет фермерский рынок с интересным ассортиментом товаров по более гуманным, чем на территории фестиваля ценам. Здесь есть сыры, легкий алкоголь, товары для гриля и прочее. Особой популярностью пользуется забрендированный логотипом W:O:A «Apfel Wein» по очень гуманной цене в районе 3 евро за банку.
Вероятно, по причине еще действующих ковидных ограничений обе сцены прежде скрытые шатром Bullhead City Circus теперь располагаются на открытом воздухе. Пост-апокалиптическое пространство Wasteland Stage теперь тоже как бы вынесено за пределы фестиваля, сегодня на этой сцене под сполохи пламени грохочут британские трэшеры Onslaught. На самом деле это не самая удачная площадка, чтобы именно послушать музыку. Звук тут довольно средний, а постоянно работающие мощные огневые машины издают громкий свистящий шум, который перекрывает группу, однако не похоже, что эти нюансы беспокоят подымающий столбы пыли хоровод, в котором мелькают покрытые патчами безрукавки.
Не имея особых планов на этот вечер заходим на выступление The Night Flight Orcherstra. Проект музыкантов Soilwork и Arch Enemy слушается, как прог-рок-трибьют группе ABBA – синтезаторы, женские подпевки, диско и фанк. Под духоподъемные типично шведские поп-мелодии покидаем вечеринку. Возвращаемся в наши апартаменты, во дворе в темноте пьют пиво наши соседи немцы. Знакомимся, общаемся. Что-то про музыку, какие-то группы, они интересуются, как мы в текущих условиях добирались до Германии.
День первый. Жарко и пыльно. На сцене «еще одна группа в масках» – модные португальцы Gaerea – фигурная стойка микрофона с оккультными закорючками, черные джинсы, черные рубашки, черная краска на всех открытых участках тела, закрытые тканью лица – тренд, который, кажется, уже многих раздражает, да и самой группе часто прилетает немало критики от особо тонко чувствующих прекрасное фанатов блэк-метала. Я человек простой, нравится – слушаю, до остального мне дела обычно нет. Такого же мнения, похоже, был и стоящий рядом со мной в толпе бесконечно одухотворенный юноша с обнаженным торсом в трениках с лампасами, который неистово размахивал над головой сжатым в кулаке бананом в унисон с каждым ударом скоростных барабанов португальских мизантропов. Минусом стало выступление группы на открытой сцене при ярком солнечном свете. Но даже это не помешало Gaerea показать убедительное и интенсивное шоу, которое пролетело на одном дыхании от первого до последнего звука.
Accept были одной из самых культовых групп восьмидесятых, узнаваемый логотип был нацарапан чуть ли не на каждой парте в каждом ПТУ каждого города страны. И я царапал эти буквы на разнообразных поверхностях при любом удобном случае, сходил с ума от звуков «Balls to the Wall», «Metal Heart» и «TV War», но даже самой большой любви, бывает, приходит конец. На одной из главных сцен фестиваля снова Удо Диркшнайдер со своим проектом Dirkschneider. И честно говоря, я уже слегка запутался – какая из вывесок, для какой цели им используется. Были какие-то прощания, были заявления о том, что те песни под этим именем исполняться не будут, а под этим будут… или что-то в этом роде. U.D.O. поет песни Accept, потом вроде говорит, что все – конец этому, больше не буду! Затем появляется новая вывеска – Dirkschneider, и тут снова звучат песни Accept, и это при том, что и сами Accept без Удо исполняют те же самые классические хиты Accept, появляясь в лайнапах тех же фестивалей… Ладно, и дай им бог всем сил и здоровья. Но даже два года без концертов не помогли мне проникнуться этим сетом. Да, музыканты играют как и всегда профессионально – все паузы и обращения к публике покричать или попеть вместе отработаны до микросекунд, но магия этих песен (да, это снова была классика Accept!), кажется, просто рассеялась. Сам Удо больше похож на матерого эстрадного певца – который работает исключительно профессионально, но словно на автомате, музыканты так же механистично перемещаются по сцене. Кажется, что то же самое они могли бы делать и с закрытыми глазами.
А для тысяч людей, собравшихся на поле, это что-то вроде бесконечной инерции, которая тащит их за этими мелодиями сквозь годы. Или просто возможность постоять, прихлебывая пивко и притоптывая в такт. Будь то размеренная «Living For Tonite» или забойная «Breaker», благодушное, но в целом спокойное, настроение и поведение публики оставалось неизменным. Где попросят – мы похлопаем, где надо – подпоем. Я искренне люблю все эти мелодии, но в этот раз дедушка Dirkschneider, к сожалению, несмотря на по-прежнему выдающиеся вокальные данные, так и не смог до меня докричаться. Похоже, он просто устал. И это неудивительно. Хотя, возможно, на самом деле устал я. И это тоже логично. Но в памяти VHS-кассета «Accept – Live in Japan» и концерт U.D.O. в Горбушке, откуда я вышел с разбитым во время стейдждайвинга носом и порванной футболке, но безумно счастливый...
Из мрачных мыслей о том, что нет ничего постоянного в этом мире и все рано или поздно приходит в упадок, вырвали Pestilence на окутанной клубами поднятой в воздух пыли W.E.T. Stage. Здесь обнаружилось куда больше жизни и на сцене и перед ней. Хотя казалось бы, death-metal …
Хэдлайнеры Judas Priest выступают под заголовком – 50 Heavy Metal Years. Если вдуматься заголовок очень страшный – лишний повод задуматься о том, что не молодеет ни сама твоя любимая сцена, ни ты сам. Однако ветераны NWOBHM прозвучали со всей возможной убедительностью – Роб Халфорд бродил по сцене походкой киборга, сверкая многочисленными заклепками на плаще, и выдавал нечеловеческие вокальные партии. «Painkiller», «Hell Patrol», «Electric Eye», «Blood Red Skies»… – в общем, здесь мой запрос был полностью удовлетворен во всех смыслах. Тяжесть, скорость, мелодии, стопроцентная классика металла разносилась над полем под восторженный рев многотысячной толпы.
День второй. По-прежнему жарко, ветер подымает в воздух клубы пыли. В этот контекст как нельзя лучше попадает Нергал со своим проектом Me and that Man – черные рубашки, аккуратно небритые лица, шляпы, задник с пламенеющим сердцем, которое рассекает перевернутый крест, слайд-гитара, вязкие темные блюзы и американа по заветам Ника Кейва с непременной провокационной антирелигиозной лирикой – «My Church is Black», «Burning Churches», «Run With the Devil». Ближе к концу сета на исполнение «Losing My Blues» к группе присоединяется Frank Vollmann, возможно, кому-то известный по гот-рок-группе Frank The Baptist. Качественный, стильный и отлично упакованный продукт – как и все, к чему имеет отношение Нергал – будь то его основная группа Behemoth, производство мерча или его собственная сеть барбершопов. Хорошее шоу, мудро вынесенное организаторами на W.E.T. Stage – где теперь есть возможность наблюдать концерт сидя на лавочке.
На одной из двух главных сцен тем временем ветер развевает седой хаер Петера Тагтгрена – Hypocrisy поливают толпу своим мелодичным дэтом. В который раз убеждаюсь, что не вся музыка одинаково хорошо годится для настолько огромных пространств. На том же W.E.T. Stage перед сценой месилось бы тысячи полторы человек, но эти люди оказались бы там осознанно и показали бы артисту мощную отдачу. Над гигантским полем ветер разносит звук – стоящие чуть дальше от сцены уже не получают необходимого для такой музыки давления, часть зрителей просто коротает время в ожидании следующего артиста – в итоге имеем довольно скучное зрелище – статичные музыканты на огромной сцене и лениво взирающая на это действо огромная толпа с маленькими островками активности.
Солнце постепенно опускается к линии горизонта под мягкие звуки меланхоличных шведов Soen, у которых получился очень камерный и уютный концерт. Повод слегка отвлечься от суеты, поймать мгновение и отправиться в путешествие по волнам рефлексии – посмотреть по сторонам, на людей, развевающиеся флаги, заходящее солнце… Я осознаю, что позади два года пандемии, что уже полгода в мире происходит то, что происходит, – что до последнего момента было совершенно непонятно, получится ли у меня здесь оказаться или нет, и что вот прямо сейчас я, наконец-то, здесь, слушаю Soen… и что уже скоро весь этот праздник неминуемо закончится.
В подступающих сумерках на эту же сцену подымаются Tribulation в гриме, коже и джинсах-узкачах. Еще один душевный концерт. Эти шведы разбавляют пафос мело-дэта раздолбайским саундом the Sisters of Mercy. В итоге со сцены несется рок-н-ролл пропитанный готической печалью и исполосованный традиционными для шведской школы гитарными соло. Получается такой не стыдный готик-метал, который в моих фантазиях хорошо укладывается в гипотетический лайн-ап несуществующего мини-фестиваля – где Tribulation могли бы разделить сцену с Unto Others, Poison Ruin и Sonja.
Перемещаясь по территории фестиваля ловишь бесконечные флэшбэки – например, встаю в очередь за едой – с ближайшей сцены слышу пение «…dr-a-a-a-gons of the no-o-o-rth…», вспоминаю кассету Einherjer с одноименным альбомом, на второй стороне, кажется, были Primordial – слушал ее не часто, потом вроде стер и записал что-то другое. Пробираюсь через толпу в сторону стендов с мерчем, откуда-то доносится: «Hollenthon не выступали много лет, но теперь мы возвращаемся…» – Hollenthon, ну как же, как же, помню таких – проект Ширенка из Pungent Stench – первый альбом вроде был ничего, а второй уже не очень… Цели успеть посмотреть все выступающие группы и бегать от сцены к сцене у меня давно нет. Гораздо ценнее просто спокойно, проходя мимо, обращать внимание на такие вот приветы из прошлого.
Когда верстаешь расписание фестиваля с участием около двух сотен групп сложно угодить всем и избежать накладок. Мы это, конечно, понимаем. Но максимально болезненно было узнать, что группы с очевидно общей фэн-базой – Tiamat и Moonspell выступят одновременно на разных сценах, причем минута в минуту – так что вариант посмотреть немного здесь, немного там – не сработает. Тут хоть монетку бросай. Но с учетом того, что Йохан Эдлунд последнее время демонстрировал крайнюю нестабильность в качестве своих выступлений, выбор все-таки пал на Moonspell, которые пока еще не подводили. Не подвели и на этот раз, хотя выступать им пришлось на одной из самых неудачных сцен – Wackinger Stage. В паузы между песнями врывался грохот играющих в это же время на главной сцене Slipknot. Однако звучали португальцы просто отлично, выкладывались на все сто: «Opium», «Alma Mater», «Full Moon Madness» – осветили яркими вспышками воспоминания о переписанных кассетах, субботних тусовках в осеннем парке у ДК Горбунова, первый приезд группы в Москву… и я из 1995 года со слезами на глазах поблагодарил себя в 2022 за то, что все-таки здесь смог здесь оказаться.
К третьему дню накапливается усталость. Начинает тяготить ощущение близящегося финала. Гуляем по заполненным улицам Вакена, проводим время за покупками мерча, сидим в шезлонгах под каким-то спонсорским тентом. Иногда мне просто нравится смотреть на людей. В этот раз все выглядят как-то особенно позитивно. В воздухе витает какая-то очень специфическая эйфория – большинство присутствующих купили билеты на фестиваль три года назад, что будет с концертами в перспективе – долгое время вообще не было понятно. И нам всем как будто не до конца верится, что все это происходит наяву. Вокруг много улыбок и радостного блеска в глазах. Люди с совершенно искренним, почти детским, энтузиазмом подрываются на любые активности – конкурсы и разнообразные аттракционы. Помимо металхэдов, облаченных в привычную униформу (карго-шорты, футболки, нашивки), радуют глаз группы людей в розовых банных халатах, костюмах супергероев, телепузиков и другие персонажи, которые привносят нужную долю веселого абсурда и создают особую фестивальную атмосферу.
Напитавшись этой самой атмосферой и сделав все необходимые покупки добираемся до концертов. На Faster Stage выходят Arch Enemy – на афише группа занимает вторую строчку – то есть находится в статусе хэдлайнеров. По количеству людей перед сценой и их реакции видно, что это вполне заслуженно. На звуках интро над полем вырастает лес рук и звучит приветственный рев, музыканты появляются на сцене и стартуют с «The World is Yours», в толпе моментально закручиваются серклпиты, над головами плывут нескончаемым потоком краудсерферы, которых еле успевают ловить и ставить на ноги секьюрити, чья слаженная работа выглядит настоящим искусством или не менее зрелищной частью шоу, чем происходящее на сцене. Казалось бы, не так давно Алиcса Уайт-Глаз была новичком в уже состоявшейся группе, которую только что покинула многими любимая харизматичная вокалистка, но сейчас, когда смотришь на ее уверенное поведение и взаимодействие с многотысячной толпой, уже сложно представить, что когда-то было по-другому. Это первое шоу Arch Enemy в Европе за три года. Группе удается удержать воодушевление публики на протяжении почти полуторочасового сета, частью которого стали песни с еще не вышедшего на тот момент альбома «Deceivers».
Перед выступлением Powerwolf все фестивальное поле было заполнено практически так же, как это было несколько лет назад, когда хэдлайнерами W:O:A были Iron Maiden. После пафосного интро занавес пал, сцена вспыхнула ярким светом и понесся power-metal галоп. Гигантские декорации, то и дело вырастающие тут и там столбы пламени, привычный набор хитов и всеобщий восторг – в Германии всегда будут любить такую музыку. Не имею ничего против, но смотреть это шоу, находясь в полукилометре от сцены, оказалось не очень увлекательно.
Финальным аккордом W:O:A 2022 для нас стала инфернальная дискотека от Perturbator. Хитрая световая рама, увенчанная пентаграммой, живые барабаны, стремительные и мощные синты, тяжелая гитара, сбивки, резко сменяющие друг друга музыкальные темы, крутящий восьмерки своими волосами Джеймс Кент за синтезатором и лихо отплясывающая толпа хэдбэнгеров в футболках метал-групп и джинсовых безрукавках. Мощный сет и вполне достойная кульминация этого праздника.
За более чем тридцать лет увлечения музыкой мои приоритеты не единожды менялись – было и такое, когда мне казалось, что я уже вообще больше никогда не буду слушать метал – ибо ну что там еще можно слушать? Но всякий раз я каким-то образом возвращался к нему – это было связано либо с появлением новых групп, либо я, наоборот, вдруг зарывался в какие-то пропущенные в свое время древности. В 2015 году я решил съездить на Wacken Open Air, чтобы посмотреть героев своей юности Running Wild, которые вдруг вернулись к живым выступлениям после долгого перерыва. Выступление некогда любимой группы не произвело почти никакого впечатления – скорее, даже разочаровало. Но очаровало другое – сотня тысяч человек в поле под дождем по колено в грязи, которые несмотря ни на что воодушевленно поддерживали любимых артистов и друг друга.
На фестивале такого масштаба можно особым образом почувствовать энтузиазм, царящий на этой сцене, и ее потрясающую жизнеспособность. Я могу быть сколько угодно критичным к выступающим группам, да и концертов в своей жизни я повидал немало – так что сами по себе они за редким исключением уже перестали быть чем-то особенным – но сама атмосфера фестивального безумия, ощущение великого праздника и чувство, что на эти несколько дней ты становишься частью отдельного государства, где «heavy metal is the law that keeps us all united free» – это то, зачем мне хочется возвращаться в Вакен.
Метал-музыка появилась как что-то, что как будто бы не должно было прожить сильно долго. Но то, как по-прежнему развивается эта сцена, как заходят на третий или четвертый виток и обвновляются жанры, в которых, кажется, все было сыграно десятки лет назад, не может не впечатлять. Известные бренды копируют шрифты логотипов метал-групп, популярные рэперы сэмплируют блэк-метал, среди известных спортсменов, стендап-комиков и актеров обнаруживаются фэны метала, на различных платформах выходят десятки тематических подкастов, продолжают издаваться печатные журналы, металлисты становятся героями фильмов, мультфильмов и, конечно же, мемов. Метал не только выжил, но и продолжает оказывать влияние на массовую культуру. Так и организованный несколькими энтузиастами фестиваль в полях на задворках захолустной немецкой деревни со сложной логистикой и нестабильными погодными условиями – который, казалось бы, вообще не имел никаких шансов на выживание – спустя тридцать лет вопреки всему не просто жив, но и уже который проходит при полном аншлаге. 80 000 билетов на Wacken 2023 снова были распроданы за рекордные шесть часов. И на какой еще сцене есть настолько же преданные фэны? Где еще можно найти столько романтики, энергии и упрямства? Это не может не вдохновлять, и каждый раз, когда я приезжаю на Wacken, я словно напитываюсь этой энергией. И, конечно же, я очень надеюсь вернуться сюда и в следующем году. Rain or Shine!
Похожие материалы:
Легендарный метал-фестиваль Wacken Open Air вернется в этом году после двухлетнего перерыва, связанного с пандемией!
|