Rock Oracle - Sweden Rock Festival 05 – 08 июня 2019
Публикации на сайте

sweden rock 2019

Времена сейчас такие, что, похоже, куда проще купить уже раскрученный бренд, чем придумывать что-то с нуля. И здесь как на базаре: одни продают, пока не протухло, а другие покупают, пока не протухло. Так случилось и с одним из самых успешных европейских рок-метал-фестивалей Sweden Rock, акции которого года три назад приобрело крупнейшее в мире эвент-агентство Live Nation. Было обещано, что на внутренней политике фестиваля это никак не отразится. Хотя кое-какие изменения всё же произошли. В частности, хедлайнерами прошлого года стали артисты Live Nation – Iron Maiden – прежде устроители Sweden Rock старались не замахиваться на стадионных гигантов типа Maiden или Metallica, чтобы в день их выступления не случилось излишнего скопления народа. Но, как бы оно ни было, если не вдаваться в нюансы, кардинальных перемен пока действительно не наблюдалось, и в целом SRF продолжает подкупать своих посетителей стабильностью, а те, в свою очередь, стабильно собираются в первые выходные июня в шведской провинции Норье: в этом году был традиционный аншлаг, и ежедневно фестивальное поле посещало около сорок тысяч человек.

Если для кого-то аномальная нынешним летом жара в Европе стала головной болью, то для посетителей летних фестов, наоборот, сыграла на руку. Особенно актуально это было в Швеции, где ночи, как правило, не по-летнему холодны даже в июне – что превращает ночевки в палатке в довольно экстремальное испытание. В этом же году даже после захода солнца можно было вполне находиться на улице в одной футболке и не торговать при этом дрожжами! По крайней мере, первые пару вечеров.

Мероприятие стартануло в 15:30 в среду 5 июня с выступления ДЖЕЙМСА ХОЛКВОРТА И THE COOLBENDERS – британско-шведского проекта, исполняющего южный рок с юмористическими текстами. По уже давно сложившейся традиции, в первый день не работали две самые большие сцены – Rock Stage и Festival Stage, и поляна перед ними была частично перекрыта. Соответственно, обошлось и без особо громких имен. Что, конечно, не значит, что не было громкой, а главное – качественной музыки.

Demon nwobhm band

В полседьмого вечера площадку Sweden Stage оккупировали представители New Wave Of British Heavy Metal DEMON. Помнится, они собирались на покой ещё лет 16 тому назад, однако всё ещё в строю. И хотя большая часть их сета состояла из материала, написанного еще в начале восьмидесятых – в частности диска «The Unexpected Guest'» 1982 года, звучали Демоны на удивление плотно. К тому же фронтмен Дэйв Хилл (нет, не гитарист Slade, а только тезка) добавил шоу-элементов, выглядя как жрец какого-то культа.

rainbow joe lee turner

Казалось бы не так еще давно ДЖО ЛИНН ТЕРНЕР активно распространялся на тему возвращения Rainbow и своего возвращения в Rainbow в качестве вокалиста. И вот Rainbow действительно вернулись, и они даже участвуют в одном с ним фестивале, да только порознь... Как язвительно прокомментировал ситуацию сам Ричи Блэкмор: «Кажется, все в курсе, что он не будет у меня петь, кроме самого Джо». Впрочем, это ведь не может помешать Джо эксплуатировать наследие Rainbow – тем более что он все-таки являлся соавтором большинства этих вещей. В итоге его сет-лист состоял из десяти композиций Rainbow (только две из которых пересеклись с сетом «настоящих» Rainbow, игравших тремя днями позже), одной песни Deep Purple (с тернеровского «Slaves And Masters») и двух песен Ингви Мальмстина (опять же, тернеровского периода).

death angel band

Представители калифорнийского трэша DEATH ANGEL только выпустили новый альбом «Humanicide». И обкатали кое-что с него на Sweden Rock. В отличие от многих иных участников феста, не выезжая только лишь на славной классике, сделавшей их когда-то популярными, но активно юзая и новый материал.



За последние четыре года в стане SKID ROW меняется уже третий вокалист. И, стоит отметить, похоже, что на этот раз они нашли достойного продолжателя (подражателя?) своему хрестоматийному фронтмену Себастьяну Баху – по крайней мере, Зиппи Терт, певший до этого в Dragonforce и Tank, звучит наиболее близко к нему. С другой стороны, еще неизвестно, комплимент это или нет, если смотреть на вопрос с точки зрения своего оригинального голоса. Просто старые хиты в его исполнении звучат более аутентично. Другое дело, что именно на узнаваемый репертуар первых двух альбомов Skid Row и делают свой акцент, из-за чего их программа почти не меняется из года в год. А с вокалистом, звучащим как оригинальный вдобавок, они так и вовсе становятся похожи на трибьют-группу имени себя. Еще одним новым лицом в составе стал гитарист Райан Кук, игравший в разное время с Эйсом Фрэли и Джином Симмонсом из Kiss. Который заменял отсутствующего Дэйва «Снейка» Сабо. Это далеко не первый раз, когда Снейка заменяют другие гитаристы, а доколе на факте его отсутствия остальные музыканты даже не заострили внимания, думается, что и в этот раз все не достаточно серьезно, чтобы поднимать панику.

crowd sweden rock

Второй день фестиваля был отмечен не только хорошей погодой, но и открытием двух главных сцен и появлением новых звездных гостей. К тому же движуха началась уже в полдвенадцатого дня, когда многие не отошли еще от отмечания начала феста.

powerwolf

Свидетельством возросшей популярности немецко-румынского симбиоза POWERWOLF служит хотя бы тот факт, что в этот свой визит на Sweden Rock они уже удостоились второй по величине Rock Stage. Имея в своем арсенале аж восемь студийных альбомов, «волки» не стеснялись поворошить как минимум пять из них, а не ограничивались «классическими» или последним, как некоторые. И песни про вампиров и оборотней вкупе с вурдалакским имиджем музыкантов имели шумный успех у публики.

krokus

Доколе мы с вами, к сожалению, являемся свидетелями заката классического рока и хард-н-хеви в связи с неумолимым, но неизбежным старением икон стиля, каждый год очередное имя заявляет о своем «уходе со сцены». Стоит ли говорить, это отличный повод, чтобы на этом поспекулировать, и Sweden Rock старается не оставаться в стороне. За последние несколько лет только из громких имен они уже «проводили» и Black Sabbath, и Mötley Crüe, и Twisted Sister, и Aerosmith. В этом году прощались еще с несколькими именами – как минимум, Slayer, Kiss и.. KROKUS. Швейцарские ветераны выступали на фестивале уже в четвертый раз. И хотя держались они уже не так бодро – самым активным был только вокалист Марк Стораче, – но звучали еще вполне себе. Хотя и не сильно видоизменили свою программу по сравнению с прошлыми визитами, сыграв, по сути, «лучшее, любимое и только для вас».

arch enemy

Одновременно две команды с женским вокалом начали свои сеты в полшестого вечера: ARCH ENEMY и LUCIFER. Даже по своему облику обе фронтвумен смотрелись как антагонисты: в Arch Enemy – демонесса в черном с перепончатыми крыльями, в Lucifer (несмотря на инфернальное название) – вся в белом и летящем, как ангел. «Девочка с голубыми волосасм» Алисса Уайт-Глаз все же победила в этой неофициальной схватке, так как собравшихся послушать Arch Enemy (или поглазеть на Алиссу) оказалось в разы больше.

Представители стиля викинг-метал AMON AMARTH наконец доплыли на своем дракаре до главной Festival Stage, закатив на ней достойное шоу с пиротехникой, ударной установкой на гигантском шлеме с рогами и настоящим боем викингов. Думается, именно этот эпический размах уже заработал им целое войско последователей, и после этого выступления их ряды явно пополнились.

tenacious d

Сложно соврать, что TENACIOUS D смогли удивить чем-то из ряда вон. Даже в качестве комедиантов игравшие на этой же самой сцене несколькими годами ранее Steel Panther выглядели и то повеселее – кривляния и ужимки пузатого Джека Блэка зачастую смотрятся слишком уж наигранно. Но сам факт, что на металлическом фестивале выступает голливудская кинозвезда (пускай и не Джонни Депп или даже Джаред Лето) казался по-своему забавным.

Не будучи знакомым с названием DEADLAND RITUAL, играющими на второстепенной Sweden Stage кавер Black Sabbath, я решил было, что они не заслуживают должного внимания. На деле же они оказались очередной супергруппой, в состав которой входят Гизер Батлер (собственно, Black Sabbath, если кто не в курсе), гитарист Билли Айдола Стив Стивенс, и бывший барабанщик Guns N' Roses Мэтт Сорум. Единственное, с кем они очевидно промахнулись – это вокалист. Фрэнки Перес отметился сотрудничеством с Apocalyptica и... пожалуй, все. Согласитесь, совсем не калибр любого из названных выше господ. Из багажа которых состояла добрая половина сет-листа: «Symptom Of The Universe», «Neon Knights» и «War Pigs» Black Sabbath, «Rebel Yell» Айдола и «Slither» Velvet Revolver – еще одной бывшей группы Сорума. Но, подобно Project Rock или Hollywood Vampires, DR не только мусолят прошлое, но и пишут новый материал. Который, стоит ли говорить, проигрывает на фоне хитов из прошлого.

def leppard

DEF LEPPARD «гвоздили» на Sweden Rock Festival какие-то четыре года назад. Тогда их программа называлась Greatest Hits. В этом же году они, вроде как, продолжают свое турне Hysteria & More Tour, местами исполняя альбом 1987 года целиком. Но до Швеции снова доехал, по сути своей, все тот же Greatest Hits: почти тот же набор классики из восьмидесмятых, что и в 2015, плюс две песни посвежее. С той лишь разницей, что тогда это были «Promises» и «Paper Sun», в этот – «When Love and Hate Collide» и «Man Enough». А так даже каверок Дэвид Эссексовского «Rock On» остался нетронутым. И хотя все, казалось бы, прошло без сучка без задоринки, создавалось впечатление, что именно задора в этот раз немного недостает. Хотя странно – ведь этим концертом они только начали гастроли, а значит, устать, по идее, не должны были еще.

slayer

Обычно если кто-то именитый прощается со Sweden Rock Fest навсегда, им предоставляют для этих целей и время попраймовей, и площадку покрупнее. Со временем SLAYER не обидели – начали они ровно в полночь. А вот что касается площадки, на прощание им смогли пожертвовать для растерзания лишь второстепенную Rock Stage. (На главной, надо сказать, они работали в свой предыдущий приезд) Впрочем, Том Арайа в своих речах никак не акцентировал внимание на том, что это их последнее здесь выступление. Они просто отбомбили два десятка своих зубодробительных боевиков с десяти пластинок, озаряя округу вспышками пламени. Народ вот только, сдается, подсдулся слегка за первый день – даже ни одного солидного циркульпита нарезать так и не сумели...

На третий день погода стала медленно, но верно возвращаться в «скандинавскую коллею». Начали появляться тучки, и к вечеру уже пришлось утепляться. Кому снаружи, а кому – изнутри.
 
Не секрет, что кавер-группы в России зачастую относят к касте «презираемых». Типа уж предпочтительнее хрень, но свою играть, чем на чужой славе выезжать. Ну и пресловутое «Да я лучше на оригинал схожу». Даже если речь идет о каверах на Битлз! На Западе одно другому совершенно не мешает. О чем, на примере Свиден Рока, свидетельствует формация ROCKKLASSIKER ALLSTARS – единственное название, появляющееся на афишах фестиваля каждый год. И каждый год неизменно собирающее на себя такую толпу желающих, что протолкнуться на их выступление в шатре Rockklassiker Stage порой просто не предоставляется возможным. Как можно догадаться по названию даже людям, не знающим шведский, Rockklassiker Allstars – это сборная местных звёзд переигрывающая классику рока. Некоторые участники входят, скажем так, в «костяк» проекта: это, к примеру, барабанщик Europe Ян Хоглунд или гитарист Роб Марселло. Бывает, могут затесаться в их ряды люди, абсолютно неизвестные у нас, но имеющие локальную популярность в Швеции. Но заглядывают поджэмить и люди типа Микки Ди.

bob catley

В последний раз Боб Кэтли гостил на Sweden Rock в рядах Avantasia. Пришло время нанести визит и со своей оригинальной группой, MAGNUM. И пускай довольно статичные ветераны слегка потерялись на внушительной Festival Stage, послушать их собралось немало желающих. Разве что сет их был коротковат – всего девять вещей. А лично мне не хватило попсового шлягера 1988 года «Start Talking Love».

axel rudi pell

Сложно сказать наверняка, чем руководствуется комитет фестиваля, когда распределяет исполнителей по сценам. Но, думаю, не всегда это зависит от звездности – порой, похоже, ставят, как и куда удобнее. Например, следом за Магнумом на главной сцене шел АКСЕЛЬ РУДИ ПЕЛЛ, который, при всем уважении, все же не артист калибра первого эшелона. Несмотря даже на участие в его аккомпанирующем составе легендарного драммера Бобби Рондинелли. К тому же у самого виртуоза случились какие-то проблемы с гитарой (ну либо с гитарным оборудованием), отчего он явно был не в духе.

uli jon rot

Тот же УЛИ ЙОН РОТ, который по степени исторической важности все же перевешивает Акселя, довольствовался скромной Sweden Stage за углом. Да и исполняемые его коллективом винтажные номера Scorpions, пожалуй, будут поузнаваемее песен Пелла, у которого даже сложно навскидку вспомнить какой-то реальный хит (а те, что я вспомню, он все равно здесь не играл). Хотя, безусловно, работали оба германских гитарреро с присущей их нации точностью и профессионализмом.

zz top

Вот ставить под сомнение актуальность на самой главной фестивальной сцене ансамбля ZZ TOP даже не придет в голову. И что ведь удивительно: втроем они как-то умудряются не теряться на больших площадках в отличие, скажем, от тех же Magnum, которых было шестеро. Есть что-то магическое в группах вроде ZZ Top, которые прямо-таки завораживают при отсутствии какого-либо шоу, акробатики или прочих визуальных отвлекающих. Справедливости ради, конечно, будет неправдой написать, что визуальная составляющая у них отсутствует вообще: все, начиная от прикидов (пардон, начинать, безусловно, надо с бород) до инструментов и аппаратуры выглядит очень стильно, но без излишнего китча. Берут они, скорее, качем, а не китчем. Ну и отдельный разговор – это барабанные установки безбородого Фрэнка Бирда. В этот раз она была оформлена в духе деревянных полинезийских божков. Очень круто!

kiss

Прошлое появление KISS на SRF в 2013 году оставило очень горькое послевкусие – Пол Стэнли тогда переживал серьезные трудности со своим голосом, и никакие фейерверки и гигантский паук не смогли спрятать этого факта. Здраво рассудив, что моложе не становятся, увы, даже супергерои, и убитый голосовой аппарат вряд ли удастся привести  в норму, музыканты приняли решение обратиться к помощи подручных средств. А заодно попрощаться уж на всякий случай с публикой, чтобы в дальнейшем не разочаровывать ее еще хуже. Потому что, понятно, что с использованием вокальных минусов разочаровывающихся стало куда больше. Только разочаровавшиеся эти разбились на два лагеря: тех, кто считает, что лучше уж было петь как получается, и не позориться с фонограммой; и тех, кто считает, что лучше все же уйти красиво, и не позориться ужасным исполнением.

kiss

В самом начале нынешнего тура End Of The Road сеть переполняли комментарии, что, мол, все вокальные партии у Kiss теперь идут под фанеру. И не только у потерявшего голос Пола. Было так или нет, особо дотошные могут проверить по многочисленным записям на Ютубе. А только ныне Джин Симмонс и Эрик Сингер определенно поют живьем, а Стэнли... скажем, пользуется технической помощью по надобности. Но правда в том, что заслуживающие доверия люди поведали мне по секрету, что в наше время частичными или полными минусами пользуются очень многие представители тяжмета – причем более молодые и брутальные даже чаще, чем подуставшие пенсионеры. Эти же пенсионеры, кроме всего прочего, еще таскают на себе несколько килограммов своих костюмов – и не стоит забывать про десятисантиметровые каблуки! И все это на протяжении двух часов кряду.

dream theater

DREAM THEATER, что немудрено, показали почти ту же программу, что и на московском концерте через четыре дня – только, понятно, сокращенную до фестивальных стандартов. Я бы даже сказал, слишком сокращенную, потому что их семипесенный слот кончился как-то неожиданно рано. А вместе с ним кончился и третий фестивальный день.

Невзирая на то что целая уйма народа следит на Свидене за тем, чтобы не было никаких инцидентов, они все же происходят время от времени. Бывали года, когда случались перебои с водоснабжением или проблемы с канализацией. Или еще более страшная напасть – когда по всей фестивальной территории вдруг скупили всё пиво подчистую! 2019 год омрачился массовым отравлением несвежей курятиной, которое имело место быть в последний день, в субботу. Впрочем, десять человек из десятков тысяч – это, конечно, не такое уж и «массовое», поэтому инцидент был быстро исчерпан.

electric boys

Будучи местными парнями, ELECTRIC BOYS играют на Свиден Рок Фестивал так часто, как только может позволить регламент фестиваля. Хотя и стараются, чтобы репертуар не сильно повторялся из раза в раз. В качестве сюрприза в этом году они позвали своего оригинального барабанщика Никласа Сигвелла, которому выкатили вторую ударную установку. А последние четыре вещи они отстучали дуэтом с нынешним драммером.


 styx

На удивление ладно зашло выступление американских АОРщиков STYX. И пускай давно уже с ними не ездит первый вокалист Деннис ДеЯнг, но поющий в Стикс вот уже добрые двадцать лет Лоуренс Гоуэн достойно занимает его место. Мало того, даже внешне они немного похожи – если быть знакомым с командой лишь поверхностно, можно и вообще не заметить подмены! Зато в качестве «рояля в кустах» выступил оригинальный басист и сооснователь группы Чак Паноззо. Который, конечно, сильно сдал (он уже более двух десятков лет является носителем ВИЧ), и по внешним данным проигрывает своим молодящимся коллегам, но было видно, что все происходящее ему определенно в кайф. Жаль только, чтобы уложиться в отведенное им время Styx сильно подсократили исполняемую в текущем турне программу, и в частности вынуждены были выкинуть один из своих самых знаковых хитов – любимую Юрием Лозой «Boat On The River».

Пит Уэй играл на басу с UFO, Waysted, Fastway и Оззи Осборном. Но, как оказалось, он не играет на басу в PETE WAY BAND! Заручившись поддержкой бывших коллег по UFO Лоуренса Арчера и Клайва Эдвардса, он готовит к выпуску новый альбом, а пока решил съездить в небольшие гастроли. Безусловно, тот факт, что Пит поменял амплуа высококлассного бас-гитариста на посредственного вокалиста, многими не был понят. И хотя программа его выступления включала в себя и его сольные работы, и хиты UFO и Waysted, и даже кавера Zeppelin и Stones, сложно однозначно сказать, насколько хорошо это было.

ufo

Вслед за многими прочими UFO также грозятся, что этот их полёт может стать последним. Ну или, по крайней мере, так грозится единственный их бессменный участник, певец Фил Могг. А уж будут ли оставшиеся музыканты продолжать катать наследие коллектива без оригинального голоса (а таких примеров нынче тоже не счесть, и вышеназванные Styx лишь одни из них) – это уж будет видно. Пока же у всех желающих есть возможность зацепить остатки былого великолепия. Ведь, справедливости ради, звучит всё очень достойно. Место умершего в апреле сего года клавишника/гитариста Пола Реймонда занял Нил Картер, уже сотрудничавший с UFO в прошлом – кстати, пара песен из «его эры» также присутствовали в сете. Разумеется, многие ждали, что к группе на огонек вдруг заглянет их классический басист Пит Уэй, но этого, увы, не случилось...
 
saxon

Британцы SAXON – еще одни завсегдатаи феста. Постепенно поднимаясь от сцены к сцене, от Sweden до Rock Stage, в этот раз они «дослужились» до главной. Крепкая команда, все еще дающая жара на своих живых выступлениях (несмотря на то, что, выступая на сей раз при свете дня, они обошлись без пиротехники). Бог весть почему, они собрали на своем последнем московском концерте так мало желающих, что концерт тот стал, похоже, действительно последним их концертом в Москве. Saxon выдали на-гора девятнадцать вещей с двенадцати разных альбомов: от обязательных боевиков вроде «Princess Of The Night» до более редких вроде «Dogs Of War». А «They Played Rock And Roll» вполне себе логично была посвящена павшему боевому товарищу Лемми.

 green jelly

Несмотря на то, что клип GREEN JELLŸ «Three Little Pigs» регулярно когда-то крутили у нас на канале 2х2 (еще до того, как он стал мультипликационным – хотя мультипликационный клип на мультипликационном канале тоже смотрелся бы в жилу), вряд ли кто отважится привезти этот самобытный коллектив к нам. Еще до начала их перформанса из первых рядов отобрали добровольцев, которые впоследствии появились на сцене в гротескных масках участников «кукольного спектакля Green Jellÿ». Начав свое выступление неизменным объявлением «Наидерьмовейшая группа в мире», Jellÿ устроили настоящий кордебалет более чем двух десятков участников, которые плотняком заняли все небольшие подмостки 4Sound Stage. И хотя они тщетно звали и Джина Симмонса, и Tenacious D, и даже Курта Кобейна, до Рэмбо они все же докричались!

rainbow


Лишь спустя три года после своей реинкарнации RAINBOW имени Ричи Блэкмора добрались и до Sweden Rock. Хотя отчего-то верилось, что рано или поздно это должно будет произойти. Ясно как день, что они стали одними из трех основных хедлайнеров. И если к статусности Ричи никаких претензий нет, то вся его формация в целом справилась с этим статусом спорно. Начнем с того, что еще никто из хедлайнеров этого фестиваля на моей памяти так скудно не обставлял подмостки. Было даже сложно поверить, что всего сутки назад на этом же месте были Kiss со всеми своими подъемниками, а теперь сиротливо стояло несколько колонок, синтезаторы и барабанная установка без подиума! Была еще, правда, «радуга», но смотрелась она даже хуже, чем в 1976 году. Все исполнители, кроме вокалиста, забились куда-то вглубь сцены, а уж сам худрук и вовсе ни разу не вышел на авансцену, словно боялся с нее упасть. Даже на самых первых концертах нынешней Радуги в Германии он и то был куда более раскованным. Вообще создавалось такое впечатление, что все это «возвращение в рок» Блэкмор сделал «на отвали»: типа, вы хотели Rainbow – вот вам хоть какой-то Rainbow. То же можно сказать и об исполнении им своего «рок-наследия»: шутка ли, но кое-какие гитарные соло за него играл клавишник Йенс Юханссон!

Blue Coupe

Одной из последних команд, завершавших Sweden Rock 2019, стала формация Blue Coupe, получившая свое название не просто в честь какой-то там синей тачки, а обыгрывающая названия двух других коллективов: Blue Öyster Cult (из него здесь играют братья Альберт и Джо Бучарды) и Alice Cooper (в BC музицирует первый бас-гитарист Деннис Данэвей). А специально для выступления на Шведском Фестивале американцы выписали своего бывшего соотечественника и нынешнего гитариста Элиса Купера, Райана Рокси. (Который, если кому не известно, участвовал в воссоединениях классического состава Alice Cooper вместо умершего Глена Бакстона) Исполняемый же ими репертуар поделился поровну: шесть номеров Культа Голубой Устрицы (куда же без «(Don't Fear) The Reaper» и Годзиллы!) и шесть – оригинальной Alice Cooper Band.


Очередной праздник на этом закончился, но не успел оргкомитет Sweden Rock Festival отчитаться о проделанной работе на официальном сайте феста, как там же были анонсированы даты следующего. Билеты уже в продаже – так что поторопитесь!


Фото
: Алексей Паин, Павел Потапов, Лиза Морева

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: