ROCK ORACLE №5 10/2009 |
В 1996 году немец Александр Каште основал очередной музыкальный проект, который назвал в честь героя рассказа Франца Кафки «Превращение» по имени Грегор Замза — Samsas Traum («Сон Замзы»). В этом году Алекс отмечает тринадцатый день рождения своего детища, за это время преобразовавшегося из соло-проекта в группу, в которой принимали участие десятки музыкантов. Тринадцатая годовщина считается в коллективе юбилейной. Это связано с особенностями мировоззрения Каште и его стремлением не быть похожим на всех остальных. Даже с учетом всем известной тяги Александра к экспериментам, в честь юбилея у Samsas Traum вышел совсем необычный и неожиданный альбом «13 Jahre lang dagegen — Anti bis zum Tod». После опытов с готикой, электроникой, акустическим звучанием и даже black-metal непредсказуемый музыкант решил отдать дань сырому рок-н-ролльному звучанию и таким группам как Motorhead, Entombed, Tocotronic и Wir sind Helden. Кроме того, у Александра уже много планов на будущее, которыми он с нами охотно поделился.
Расскажи о новом альбоме. Что нового и необычного мы на нем услышим? Каков музыкальный стиль, который ты выбрал для «13 Jahre lang dagegen — Anti bis zum Tod»?
Мы выпустили этот альбом, чтобы отпраздновать наш тринадцатый день рождения — нам нравится число 13 потому, что оно означает неудачу, плохих парней, реинкарнацию и любовь по каббале... А тринадцатая карта Таро означает СМЕРТЬ! Тем более, нам кажется, что эти нечетные числа круче всех других. Празднование десятой годовщины скучно, не правда ли? Все ее празднуют.
Новый альбом получился по-настоящему роковым, песни очень дэт-н-ролльные. Я выбрал этот стиль, потому что альбом предназначен для проигрывания на безумных вечеринках... Русские должны поднять за меня не один тост! Я рад, что Майкл «Cain» Бек сыграл на ударных для этого альбома — он играет с нами на концертах уже почти три года, он очень хороший и талантливый музыкант. Так же я счастлив, потому что Лука Принчита из группы Doro стал ведущим гитаристом в каждой песне нашего альбома, так как его гитарные соло восхитительны!
Когда ты начал работу над альбомом, ты уже знал, что он станет особенным? Чем отличался процесс записи этого альбома от записи других твоих дисков?
«13 Jahre lang dagegen — Anti bis zum Tod» был записан спонтанно. Идея записать альбом у меня родилась во время концерта Entombed. Их шоу вдохновило меня самого написать «простую» музыку. Вначале я попытался записать просто рок-музыку без клавишных, и мне безумно понравилось этим заниматься. Записывать этот альбом было намного легче, чем другие. Я просто собрал риффы и выстроил все остальное вокруг них. Я спросил наш лейбл, не против ли они выпустить что-нибудь особенное к нашему тринадцатому дню рождения. Они ответили, что не против, и я решил выпустить свои рок-эксперименты к нашей годовщине.
Рассказывает ли альбом «13 Jahre Lang Dagegen — Anti Bis Zum Tod» какую-либо историю?
У этого альбома нет ни концепции, ни истории. Это просто рок-альбом — слушай его, наслаждайся им, тряси головой, танцуй на столе. Этим альбомом мы празднуем наш тринадцатый день рождения — в связи с этим мы не хотим вешать нос, не хотим быть интеллектуалами или впадать в депрессию. Мы хотим чувствовать себя живыми и поднять наши кулаки. Samsas Traum против власти, против несправедливости, Samsas Traum настаивает на вашем личностном развитии, на том, чтобы вы искали свое личное мнение, верили в себя, верили в то, что вы видите, и всегда были готовы. Samsas Traum за истинного врага.
Есть ли фолк-элементы на новом альбоме?
В дальнейшем в моей музыке также будут элементы фолка — в основном на блэк-метал альбомах, которые я выпущу в будущем. На альбоме «13 Jahre lang dagegen — Anti bis zum Tod» тоже есть одна фолк-песня. Она называется «Barfuss», в ней рассказывается о Чернобыле. Я прочел книгу Светланы Алексиевич на эту тему. Меня она задела — и я написал об этом песню.
Музыка Samsas Traum варьируется от готики до блэк-метала, от фолка до рока. Говорит ли это о том, что ты еще не нашел стиля Samsas Traum?
Определение стиля для меня не играет роли. Меня это совсем не волнует. Я хочу ощущать свободу в своей музыке, она не должна быть тюрьмой. Я хочу выражать свои эмоции, и я всегда выбираю тот музыкальный стиль, который лучше всего подходит к ситуации во время записи альбома. Следующий альбом, который я выпущу в Германии, будет смесью готики и блэк-метала, альбом, который я запишу после этого, будет в музыкальном плане между Burzum и Opeth.
Я не считаю себя частью какой-то определенной сцены, моя музыка не принадлежит только одному жанру, я многогранный музыкант, и моя музыка полна сюрпризов — так же, как и мой характер. Что касается моего личного вкуса, я слушаю множество разных групп, принадлежащих разным музыкальным направлениям. Я вижу музыку как приключение, и, как музыкант, человек не должен себя ничем ограничивать.
Оформление твоих альбомов всегда красивое и необычное. Принимаешь ли ты участие в работе над дизайном альбомов, или ты полностью доверяешь эту работу другим?
Да, я лично принимаю участие в разработке дизайна и иллюстраций, которые находятся в буклетах моих альбомов. Художественное оформление для меня так же важно, как и музыка, оно должно подчеркивать мои песни.
Как ты думаешь, какое место занимает художественное оформление в музыкальной индустрии?
Я думаю, что дизайн играет важную роль, так как многие группы продают свои альбомы исключительно за счет оформления, вне зависимости от того, хороша или плоха их музыка. Некоторые люди привыкли думать и слушать глазами, вот почему так много музыкантов продают свои CD за счет картинок, а не за счет музыки. Samsas Traum не такая группа — мы хотим, что бы наше оформление было искусством, а не порнографией.
Расскажи об оформлении нового альбома. Будут ли твои фотографии украшать буклет, как на «Heiliges Herz — Das Schwert Deiner Sonne»?
Внутри буклета будут мои фотографии, но я больше не буду наряжаться Иисусом. Иллюстрации исполнены Тимо Кетола, который раньше работал с Dissection и Watain. Лимитированное издание, которое выйдет в Германии, содержит одиннадцать иллюстраций, стандартное — только десять картинок. Все оформление состоит из фирменных черно-белых иллюстраций от Тимо Кетола. Готовьтесь увидеть много скелетов!
Когда подходит время промо-фотосъемки, ты сам выбираешь фотографа? С кем тебе довелось работать?
Да, я сам отвечаю за поиск и привлечение к работе фотографов. Например, я работал с Торстеном Рихтером и Тимом фон Рохельсом aka «Angst Im Wald». Для нового альбома я выбрал Алекса Куера. Это рок-н-ролльный фотограф, который работал с такими музыкантами, как Edguy, Amon Amarth, Dimmu Borgir и многими другими. Если быть до конца честным, я не люблю фотосессии. Когда дело касается фотосъемки, я вполне профессионален и уже собаку на этом съел, но я не могу отрицать факта, что фотосессии заставляют меня чувствовать себя голым, раскрытым, заставляют стыдиться себя.
Как ты подбираешь песни для концертов? Ты следишь за тем, какие песни публика принимает лучше? Какие песни тебе нравится играть на концертах больше всего?
К грядущим концертам мы дали фанам возможность отобрать песни, которые им больше всего нравятся. Я хочу, чтобы эти концерты стали вечеринками ко дню рождения, я хочу, чтобы публика наслаждалась собой же — поэтому мы играем то, что ЕЙ нравится. Разумеется, обычно мы играем те песни, на которые получаем лучшую реакцию. Лично мне больше нравится играть короткие песни, типа «Endstation Eden», «Ein Foetus wie Du», «Auf den Spiralnebeln» и «Die Zaertlichkeit der Verdammten», потому что под эти треки людям больше всего нравится танцевать. Я хочу, чтобы мои фанаты двигались и прыгали, мне не нравится, когда люди просто стоят и ничего не делают, кроме как пялятся на сцену. Конечно, мы играем и долгие атмосферные песни — во время таких треков публика отдыхает перед тем, как мы снова заставим ее танцевать!
Есть ли новости от твоего проекта Weena Morloch?
Следующий альбом Weena Morloch выйдет в начале 2010. Этот альбом будет сильно отличаться от предыдущих альбомов проекта. В музыкальном плане он будет состоять из готики, индастриала и метала. Большинство песен будут в стиле «Kugel im Gesicht» с альбома «Kadaverkomplex».
Состав группы постоянно меняется. Прокомментируй это. Каковы основные причины для этих изменений?
Главной причиной для изменения состава группы может послужить либо то, что музыкант оказывается недостаточно хорошим для моей группы, либо то, что музыканты настолько увлечены своими проектами, что не способны посвятить себя моей музыке в достаточной мере, как я того требую. У меня есть точное представление о моем искусстве и о целях, которых я хочу достичь. Если музыкант способен помочь мне в достижении этих целей, я приглашаю его к продолжительному сотрудничеству в мою группу. Если он бесполезен для меня, он должен уйти. Это нормальное развитие событий. Если ты начальник большой мануфактуры, выпускающей продукцию высшего качества, ты должен увольнять сотрудников, которые работают слишком медленно и делают много ошибок, не правда ли? То же самое и с Samsas Traum.
Как складываются твои отношения с бывшими членами группы? Например, Адриан Эрландссон сейчас играет в Paradise Lost, что ты об этом думаешь?
Адриан очень хороший и профессиональный барабанщик, которому пришлось покинуть Samsas Traum, потому что он много сотрудничал с другими группами. Изначально нам обоим было ясно, что он не станет постоянным членом группы, он был всего лишь наемным музыкантом. Его уходу не способствовали никакие личные разногласия. Он очень приятный парень, до сих пор мы сохраняем хорошие отношения. Он живет своей музыкой, так же, как и я. Я рад, что сейчас он играет в Paradise Lost — это хорошая группа, и я уверен, там он заработает кучу денег.
Почему Даниэль Шрёдер покинул группу?
Даниэль Шрёдер потратил мои 2000 евро на аренду студии и нанял непрофессиональных и бесталанных музыкантов, чтобы записать свои джазовые аранжировки для песен Samsas Traum. По существу, мы хотели вместе спродюсировать альбом. Я дал ему полную свободу действий на первые несколько месяцев, что было огромной ошибкой и обернулось настоящей катастрофой. Но главной причиной, чтобы выкинуть его из Samsas Traum, стало не то, что он впустую потратил мои деньги. Он был уволен потому, что не был достаточно храбрым, чтобы нести ответственность за свои ошибки и безрассудные действия. Samsas Traum не терпит подобного поведения.
Значит ли это, что у Samsas Traum больше не будет саксофона? Как это отразилось на группе?
Да, в моей группе больше не будет саксофона — и я думаю, это отлично. Никто не будет скучать по Даниэлю Шрёдеру. Мы выступаем уже два года без него и не ощущаем никакой разницы. Это событие никак не повлияло на Samsas Traum.
Первая ваша годовщина пришлась на тринадцатилетие. Когда будет вторая годовщина?
Следующую годовщину мы отпразднуем, когда группе исполнится 22. 22 — это дважды 11, а 11 — мое счастливое число.
Скажи что-нибудь для ваших фанатов в России.
Я с нетерпением жду, когда же снова смогу приехать в Россию, но это в ваших руках — донести до местных промоутеров желание устроить концерт Samsas Traum. Сообщите им, что вы хотите нас увидеть, покупайте наши записи, поддержите группу. У нас так много материалов, которые мы хотели бы вам представить, вам непременно понравится! Мы бы с удовольствием представили 150-минутное «best of»-шоу в Москве и Петербурге... Пригласите нас!