ROCK ORACLE №5 10/2009 |
В преддверии московского концерта ATARI TEENAGE RIOT мы публикуем интервью с Алеком Эмпаером, сделанное три года назад журналистом «RockOracle» в клубе «Ikra» перед диджей-сетом артиста.
Небольшое помещение с низким потолком. Разношерстая публика пьет пиво и не обращает внимания на сцену, где диджей ставит треки U.N.K.L.E. и Aphex Twin. Потом в зал выходит высокий человек в черных штанах и футболке, начинает раскладывать на столе аппаратуру. К нему прикованы все взгляды, люди лезут с ним фотографироваться. Он реагирует благожелательно, но сдержано. С серьезным видом Alec Empire склоняется над пультом, и безо всяких прелюдий включает жесткий бит.
В мгновение ока танцпол превращается в позитивную кучу-малу. В слэм лезут даже хрупкие девушки, среди лохматых затылков периодически проносятся чьи-то ботинки, под ногами хрустят раздавленные диски. «Revolution action!!!» – доносится из колонок, и более точного описания происходящему не придумаешь. Революция действительно окружала Алека с самого рождения, была у него в крови. Его отец – социалист и рабочий, а дед был политическим активистом, сгинувшим в немецких концлагерях. Детство нашего героя прошло в эпоху «холодной войны», рядом с Берлинской стеной. Уже в двенадцать лет он организовал панк-группу с говорящим названием Die Kinder, но к шестнадцати успел разочароваться в левом движении. Юный Алек увлекся рейвом и техно, начал пробовать себя в качестве диджея. В 1992 году он скооперировался с японкой Ник Эндо и назвал новый проект Atari Teenage Riot.
ATR – это безумная смесь брейкбита и тяжелых гитар, бунтарских лозунгов и буйных шоу. Такого тогда ещё никто не делал. Алек нарек новую музыку цифровым хардкором и основал независимый лейбл «Digital Hardcore Recordings». Atari Teenage Riot прекратили своё существование аккурат на рубеже веков, но Алек продолжил сольную карьеру. Он выпустил три потрясающих альбома и огромное количество разнообразных миксов, переключился на новый лейбл «Eat Your Heart Out», сотрудничает с лучшими музыкантами мира, начиная от металистов Slayer и заканчивая Бьорк. И теперь живая легенда выступает в московском клубе «Ikra»! За полчаса перед этим журналу «RockOracle» удалось побеседовать с виновником торжества в гримерке.
Привет! Как долетел?
Отлично. Только вот меня долго продержали в аэропорту.
Да уж, российская таможня этим славится. Ты планируешь что-нибудь посмотреть в Москве?
К сожалению, я улетаю обратно уже в девять утра.
Обидно. Но ты ведь не первый раз в России?
Да, я приезжал несколько лет назад в Санкт-Петербург. Архитектура там очень напоминает Берлин. Едешь на машине и чувствуешь себя как дома. В Америке, например, такого чувства у меня не возникает. Даже странно.
Россия по духу гораздо ближе к Европе. Мы практически братья!
Это точно!
- То, что присылают русские продюсеры на лейбл «DHR», звучит очень круто, русская музыка в топе моего списка для ознакомления
А ты знаешь какие-нибудь русские группы?
Боюсь, что нет. Однако то, что присылают русские продюсеры на лейбл «DHR», звучит очень круто. Русская музыка в топе моего списка для ознакомления, я серьезно! Я очень уважаю классических музыкантов из России. Но я также знаю, что мне придется сконцентрироваться на восприятии. Это же не американская культура, которую можно понять за десять минут! (Смеется) А ещё я люблю научно-фантастические фильмы российского производства вроде «Сталкера».
Что ты нам сегодня приготовил?
Мой тур называется «Прошлое, настоящее, будущее». Поэтому я включил в него как старые, так и новые вещи. Будут песни и других групп, которые я продюсирую. Когда я делаю ремиксы, я всегда готовлю треки и для диджей-сетов. Например, сегодня я поставлю только что законченный ремикс на IamX. Знаешь такого?
Конечно! Мы неоднократно пытались взять у него интервью, но безрезультатно.
Сказать ему?..
Это было бы здорово! Кстати, раз уж зашла речь о твоих коллаборациях… Ты сделал два ремикса для Патрика Вольфа. Как вы встретились? Тебе нравится его музыка?
Он давно приходил на концерт Atari Teenage Riot, ещё до того, как стал Патриком Вольфом. А два года назад мне позвонили с лейбла «Universal»и предложили с ним сотрудничать. Я сходил на его шоу в Берлине, и мне сорвало крышу. После выступления мы посетили несколько баров. Мы действительно почувствовали, что понимаем музыку одинаково! Через неделю я уже начал что-то писать для него. Песня «Vultures»- один из этих треков. Через несколько месяцев он прилетел в Берлин, и мы приступили к записи. Тогда идея окончательно оформилась у меня в голове. Мы сидели и слушали пластинки в духе старого рокабилли, которые я коллекционирую, и другую странную музыку. Он сказал мне, что хочет измениться и уйти от своего старого образа. Я подумал, что это направление верное…
А чем сам ты сейчас чем занимаешься?
Дописываю новый альбом. Он будет закончен буквально через пару недель.
Расскажи о нём поподробнее. Чему он посвящен, какой там будет посыл? Участвует ли там Ник Эндо, твоя соратница по Atari Teenage Riot?
Новый альбом сильно отличается от всех остальных. Он более экспериментален, чем«The Golden Foretaste Of Heaven». Я даже не планировал зайти так далеко, но меня затянуло, и Ник Эндо тоже. Я много читал о старых религиях Германии – викинги, боги…. Всё это интересно сочетается с современным саундом. Там есть определенный посыл, но нужно послушать альбом, чтобы его понять. Это целое путешествие, которому придется уделить время. Не какой-то там фастфуд!
Этот альбом будет лицензирован в нашей стране?
Не думаю. Несколько лет назад я уже пытался издать тут свой диск, но продаж было очень мало. Я знаю, что в России за музыку не платят.
Как вообще на твоем лейбле сказался экономический кризис?
Хороший вопрос. Не так уж и сильно, на самом деле. Я смирился, что люди сейчас скачивают mp3. Мне говорят, что я сошел с ума, но прогресс не остановить.
Кстати, о прогрессе. Ты ведь изобрел стиль «digital hardcore». Как он сейчас развивается? Какие проекты ты рекомендуешь послушать?
Digital-hardcore сейчас играет множество музыкантов по всему миру. Постоянно появляются новые имена. Я думаю, здесь есть много места для развития. Но вопрос в том, будет ли движение таким же сильным, как в Берлине, когда всё начиналось. Digital-hardcore непросто делать. Тут важны и звучание, и энергетика, и техника использования дисторшн. Однако главное здесь - чувства, инстинкт. Я могу распознать фальшивку за две секунды. Я всегда рекомендую слушателям сперва ознакомиться с истоками, потому что потом ты поймешь, что всё остальное не так… не так круто! (Смеется) Но я верю, что когда-нибудь возникнет новая волна, которая смоет прошлое «DHR». Однажды, я надеюсь…
В панк-роке ты тоже разочаровался?
Нет, почему? Однако панк – это скорее дух. А музыка должна развиваться.
На твоей странице Myspace написано: «Сможет ли выжить наша любовь без наркотиков?» Что это значит? Что ты думаешь о наркотиках?
Это строчка из моей песни «Gotta Get Out». Она отсылает к отношениям, в которые я когда-то был вовлечен. Иногда двое принадлежат друг другу, и наркотики держат их вместе. И когда они уходят, любовь тоже испаряется. Не секрет, что я против наркоты. Большинство моих друзей и соседей погибли из-за неё. Миф и ложь, что наркотики влияют на качество музыки. Я против наркотиков не потому, что это «плохо для здоровья». Тут дело в экономике продаж. Эта система эксплуатирует людей, как рабов. Похоже, капитализм не может функционировать без этого. Это как нефть.
Ты используешь какие-нибудь эффекты в своих диджей-сетах?
Я часто использую скретч и delay… Вообще мой подход тут довольно странный. Я не пытаюсь сводить всё в один бит, как делает большинство диджеев. Наоборот, я сочетаю разные темпы и ритмы, работаю на контрастах.
Какой самый захватывающий эксперимент в твоей жизни?
Совместная работа с русским хором! Свести двести поющих мужиков с электронной музыкой - это было потрясающе! Только представь, как это звучит вживую!..