ROCK ORACLE №5 10/2008 |
Идя по раскаленному асфальту к гостинице, где мы должны были увидеться с Дэнни Каваной из Anathema, я мечтала только об одном: поскорее бы получить ответы на вопросы и уйти на пляж. В тот момент я еще не знала, что выйду оттуда только через два часа, и пляж придется отменить. В баре гостиницы я увидела рыжую голову Дэниела, который беседовал с другим журналистом. Но заметив, что его ожидают дамы, нагруженные фотоаппаратами, диктофоном и кучей бумаг, Дэниел с английской галантностью поспешил к нам. Правда, узнав, что его будут фотографировать для «RockOracle», Дэниел спешно скрылся в номере, так как счел, что фотографироваться в пижамных штанах будет крайне небонтонно. Вернувшись при полном параде, он спросил, не можем ли мы остаться сидеть на том же диванчике, где он сидел до этого. Поначалу мы не возражали, так как рыжая грива Дэниела симпатично смотрелась на фоне оранжевых подушек. Я включила диктофон, а Дэнни, глядя на нас во всю ширь своих веселых голубых глаз, умудрялся не только отвечать на вопросы, но и ловко прятать под стол всю посуду, которая могла бы испортить кадр нашему фотографу.
Дэниэл, как ты относишься к интервью? Насколько ты искренен и откровенен с журналистами?
Ты сможешь сама ответить для себя на этот вопрос в конце нашего интервью.
Какие вопросы тебя раздражают?
Это зависит от моего настроения. Иногда я бываю абсолютно открыт для прессы, а бывает, мне не нравится человек, с которым я говорю. Поэтому меня могут раздражать некоторые вопросы.
Ты любишь экспериментировать со звуком? Чему ты отдашь предпочтение: мелодичности или звучанию?
Я лично думаю, что и мелодия, и ритм, и общее звучание — все это части одного целого. Я имею в виду то, что я никогда не анализирую процесс создания музыки. Я просто плыву по течению, плыву вместе с ней. Я делаю то, что я считаю правильным в тот момент. Музыка или песня часто сами мне указывают, в каком направлении они должны развиваться. Просто надо уметь слушать.
(В это время наш разговор прерывает тихий, но настойчивый шепот фотографа, сообщающей, что нам следует пересесть в другое место — для того чтобы на Дэнни лучше падал свет, и мы быстренько перемещаемся на другой диванчик, подальше от солнца, причем Дэниел, не теряя нити разговора, продолжает развивать свою мысль.)
...Да, надо просто плыть по течению вместе с музыкой. Прислушиваться к своей интуиции, и она сама покажет путь дальше. Я никогда не пытаюсь анализировать, что происходит в процессе создания музыки. Я не могу разбить его на части и точно объяснить, что и в какой момент происходит.
В общем, ты не делаешь сознательных экспериментов в музыке?
Мы можем сравнить создание музыки с женщиной, которая ждет ребенка. Он растет в ее теле на протяжении девяти месяцев и потом рождается. И женщина не может отрепетировать, что она должна сделать для того, чтобы в результате ребенок родился таким, как она планирует. Это просто происходит. Жизнь находит ребенка и входит в него с помощью тела женщины. Ты понимаешь, о чем я? Все происходит абсолютно естественно, это процесс создания жизни, очень красивый процесс. И музыка похожа на этот процесс, и не следует чересчур вдаваться в осмысление того, что происходит, надо просто отдаться самому процессу. Музыка сама должна говорить с человеком.
Дэнни говорил о процессе создания музыки с таким воодушевлением и светящимися глазами, что я не смогла смолчать: «Это было одно из самых красивых сравнений, которые я только слышала». Дэниел не дал мне продолжить наш разговор, несколько смутив вопросом: «А у тебя есть дети?». Не совсем понимая, как аспекты моей личной жизни могут быть связаны с творчеством Anathema и Дэнни в частности, кратко отвечаю: «Пока нет». Дэниел довольно смеется: «Но ведь ты их хочешь иметь, это видно!». Его смех так заразителен, что, смеясь вместе с ним, признаюсь: «Но уже планирую». Дэниел еще более довольно отвечает, что ему нравятся честные ответы и просит меня перестать краснеть: «Новая жизнь — это прекрасно. Ладно, можем сменить тему». С радостью возвращаюсь к списку вопросов.
Какой музыкальный инструмент, на твой взгляд, имеет больше возможностей для творческого выражения? Есть ли у тебя любимые инструменты?
Я думаю, пианино. Точнее рояль. Еще электрическое пианино, электрогитара и акустическая гитара, синтезатор, бас-гитара. В общем, все стандартные инструменты рок формата. Мы использовали виолончель на нашем последнем альбоме, и это было просто замечательно. Звук настоящих струнных — его никогда не бывает чересчур много. Я думаю, мы используем его и для нового альбома.
Расскажи об основных различиях электронного и акустического звучания при передаче эмоционального заряда для слушателя.
Акустический звук гораздо более мирный, он приносит состояние покоя, а электронное звучание привносит впечатление жизненности. Это часто можно почувствовать на концертах. Когда я играю свой акустический соло-концерт, например. Концерт очень спокойный, но все равно, благодаря звуку в атмосфере присутствует ощущение паузы, временной остановки. Ну, ты представляешь себе — все очень тихо, но, несмотря на это, все-таки чувствуется энергия, которая прорывается в конце концов.
Во время концертов Anathema все немного по-другому, все так сильно, так реально. Так что я даже не могу отдать предпочтение чему-либо одному. Акустика и электронный звук — это как «инь» и «ян», день и ночь. Как мужчина и женщина.
(Эту фразу Дэнни заканчивает кокетливым и пронзительным взглядом своих голубых глаз, и в опаске, что мы сейчас опять перейдем на личности, я несколько поспешно задаю следующий вопрос.)
Этот год для вас обещает быть достаточно насыщенным: через пару недель вы выпускаете акустический альбом «Hinsight», при этом, обещая выпустить и полноценный альбом до конца года. Почему Anathema решили сейчас выпустить акустический альбом?
Эта идея у нас зрела уже долгое время. Нам кажется, сам стиль нашей музыки подсказывает, что песни должны быть представлены, прежде всего, акустически. К тому же, как я уже упоминал, большинство из них было написано именно на акустических инструментах. Так что очень приятно вернуть песни в ту атмосферу, в которой они были созданы. Так как у нас несколько нарушились временные рамки — мы хотели доработать акустический альбом до абсолютного совершенства, — я думаю, мы не сможем выпустить новый альбом в этом году. Но, в любом случае, он выйдет настолько скоро, насколько это возможно.
Кому из членов группы принадлежит идея создания акустического альбома?
Изначально это была моя идея. Но каждый мог сказать то же самое, послушав нашу музыку. Эта идея была у нас уже семь лет назад, и мы всегда считали, что это будет очень легко сделать, правда, это заняло у нас несколько больше времени, чем мы планировали. Но результаты нашей работы просто замечательны. Я, чисто творчески, очень доволен звучанием, которое мы получили. Но к тому же деньги, которые мы получим за продажу этого альбома, дают нам гарантию, что мы сможем записать наш новый альбом абсолютно независимо. И мы не только запишем его абсолютно независимо, но и выпустим его тоже независимо. Его должен закончить и смикшировать Стив Вилсон. Потом мы предложим альбом разным лейблам и посмотрим, кто захочет его взять.
Ты можешь рассказать что-то определенное о новом альбоме?
Даааа...
(Дэнни тянет паузу, очевидно прикидывая, что уже можно рассказывать, а что — пока нельзя.)
«Ты говорил, что альбом будет достаточно длинным, или это даже будут два диска». Дэнни довольно улыбается: «О, ты просто великолепно подготовилась к этому интервью, молодец».
Я думаю, это будет все-таки один диск, но продолжительностью около часа. Я могу сказать, что это будет самый открытый, честный и великолепный диск, который мы когда-либо записывали. Альбом будет очень глубоким, очень страстным, полным невероятной энергии. Музыка находится в движении, все очень динамично. Тексты песен и та музыка, которую писал я — все это гораздо более позитивно по настрою по сравнению с последним альбомом. Но глубокое эмоциональное эхо остается все таким же. Музыка очень красива, и ее ни в коем случае нельзя назвать депрессивной. Она говорит, что жизнь никогда не оканчивается, она всегда предлагает оптимистичные ответы на вопросы. И эта музыка великолепно отражает мое внутреннее состояние сейчас. Я пришел к абсолютному внутреннему покою, нашел баланс и счастье.
Жизнь входит в меня, заставляет меня творить. Я больше не употребляю алкоголь и ничего подобного. Я полон светлой энергии. И я думаю, музыка сможет передать это великолепное внутреннее состояние людям. Они почувствуют то же самое, послушав наш альбом. Это цепь любого произведения искусства, она похожа не электрическую цепь и является проводником чувств. Энергия жизни обволакивает музыку, будто запах духов, ее практически можно почуять. Так что, творя музыку, ты сам вдыхаешь эту энергию и все это оказывает крайне положительный эффект на личность.
Как ты представляешь себе аудиторию группы Anathema сегодня?
Очень милые люди.
А поподробнее?
Хороший баланс между мужской и женской частями аудитории. Кстати, на наших выступлениях всегда куча девушек. Их гораздо больше, чем на концертах любых рокеров.
Какую музыку ты сейчас слушаешь?
Множество разных групп. Мне трудно назвать кого-то определенно. Мне нравятся некоторые рок-группы, которые своей музыкой передают позитивный заряд. Но моя жизнь и так чересчур переполнена музыкой, у меня в голове постоянно звучит музыка Anathema, так что мне трудно сосредоточиться на чьей-то еще музыке.
Открыл ли ты для себя новые имена?
Sigur Ros. Это лучшая в мире группа.
Вас в группе трое братьев, и я думаю, у вас троих разные музыкальные вкусы. Вам это не мешает при создании песен?
Да, вкусы у нас разные. Но есть, разумеется, команды, которые нравятся каждому члену Anathema, как, например, Beatles, Radiohead. Все в группе просто обожают Radiohead, абсолютно все. Ведь надо быть дураком, чтобы не любить Radiohead. Я думаю, они просто великолепны. Так же мы любим Pink Floyd и аналогичную музыку.
Как ты относишься к современному творчеству таких металлических команд как Paradise Lost, Moonspell, Tiamat?
В данный момент я не слушаю такую музыку. Но я люблю и уважаю этих ребят и с удовольствием провожу с ними настолько много времени, насколько это только возможно. Мы выросли вместе с ними. Я думаю, мы знакомы с ребятами из Moonspell где-то года с 1994, когда мы играли вместе в Португалии. И всегда очень приятно опять с ними увидеться. И то же самое с Paradise Lost и My Dying Bride. Кто-то растет, кто-то меняется, но между нами всегда будут крепкие дружеские связи… (после паузы) Я люблю этих парней, но я не хочу притворяться, что я слушаю их музыку. Просто мы разные люди и разные музыканты. Мы более открыты, более свободны. Мы гораздо более страстные люди, в конце концов. Я думаю, ты сама это чувствуешь (Тут Дэнни начинает хохотать, поняв что он немного переборщил с восхвалением Аnathema и себя в частности)
Если бы мы сравнили существование группы с жизнью человека, то сколько лет сейчас Anathema?
Если бы Anathema была человеком, то это был бы мужчина моего возраста (Дэнни геройски выгибает грудь), в великолепной физической форме. Без каких-либо ментальных проблем, смотрящий на жизнь широко открытыми глазами. Любящий жизнь. Привлекательный и крайне сексуально активный (тут Дэнни заговорщицки подмигивает).
Вы планируете вернуться с концертами в Россию?
Да, разумеется. Это просто замечательная страна. Наша публика на тамошних концертах просто фантастическая. Люди чувствуют музыку очень тонко. В зале все время присутствует атмосфера взаимопонимания — будто мы играем своим близким друзьям. Россия — страна с самой замечательной публикой, но я ни в коем случае не хотел бы там жить, ни при каких условиях. Думаю, у вас там самый ужасный политический строй в мире…
Несколько минут крамольных высказываний о кругах власти в России — и Дэнни спохватывается, что данные размышления не следует записывать на диктофон. А дальше наша уже приватная беседа перетекла в более спокойное русло. Дэнни суетился над нами как курица над цыплятами: отпаивал минеральной водичкой и отвешивал все более и более ветвистые комплименты. Наконец, он предложил подняться к нему в номер и послушать демо-версию нового альбома Anathema. При всей любви к музыке и профессии мы предпочли все-таки сделать это в баре гостиницы… И должна сказать, что действительно стоит набраться терпения и подождать выпуска этого альбома, так как разочароваться в нем невозможно.
Фото: (с) Яна Бломквист