ROCK ORACLE №3-4 12/2013 |
Старейшая из ныне действующих отечественных готик-рок-групп Doppelganger, чей новый альбом «Whispers Behind the Heaven Trees» уже доступен для приобретения почти на всех основных платформах в интернете и выпущен ограниченным тиражом на CD, поговорила о своей музыке и новых реалиях жизни андеграундного музыканта с «RockOracle».
Как и где вы записывали альбом? Какие технологии использовали, стремились ли добиться какого определенного звучания?
Dmitry Flo: Альбом мы записывали в домашней студии. Технология одна и единственная – больше дублей и инструментальных треков. Я хотел добиться звучания бас-гитары, как будто ты играешь через приамп. Такой характерный звук, когда к чистому звучанию примешивается перегруженный. Получается красиво, как на альбомах Creedence. Еще я добавил нестандартный для готик-рока drawbar-орган. Получилось интересно.
Black CaT: Гитару в этот раз мы записывали на двух разных инструментах. Хотя нет. На трех, еще была акустическая гитара. В каждой песне я записывала около пяти или шести дорожек гитар. Еще на этом альбоме мы использовали новый для меня инструмент – это смычок для электрогитары. Мне очень нравится его звучание. Со смычком записано две песни.
Насколько вы вообще уделяете внимание вопросу звука? До начала процесса записи вы уже представляли, как именно вы хотите звучать в конечном итоге на диске?
D. F.: Еще в процессе репетиций мы планируем, как будет звучать альбом. На студию мы идем уже с полностью готовым материалом, так как студийное время очень дорогое и, работая в студии, ты должен полностью сосредоточиться на записи, иначе альбом будет золотой по себестоимости. А большие затраты на студию с реалиями российского андерграунда плохо сочетаются. (Смеется)
А в принципе вы получаете удовольствие от студийной работы, от процесса записи и продюсирования?
D. F.: Да. Написание песен и работа в студии нам доставляет истинную радость. Для меня концерты – это трудное испытание. Работа над песней происходит следующим образом: я сочиняю основную мелодию песни на гитаре или клавишах, потом сочиняю партии для всех инструментов, мы долго-долго репетируем, в процессе репетиций добавляется аранжировка. Иногда может существовать до десяти вариантов одной песни. Текст песни я сочиняю в процессе работы, а иногда в самом конце, когда музыкальная часть уже полностью готова.
Я так понимаю, что теперь вас в группе двое. Куда делся ваш барабанщик?
B. C.: Альбом мы записывали вдвоем. Дмитрий программировал барабаны, записал бас-гитару, клавиши и вокальные партии, а я записала все гитары. Их было очень много. Наш барабанщик покинул группу больше года назад. Сначала он хотел уехать жить в Америку, но что-то там не получилось, и сейчас он играет с Василием Шумовым и группой «Центр».
Я не обнаружил песен с вашего нового альбома в сети «ВКонтакте». Вы специально следите, чтобы они туда не попали?!
D. F.: Да, я тоже не обнаружил наших песен во «ВКонтакте». (Смеется) Мы специально не следим за этим. Но я пару раз находил, что под нашей фотографией и названием DoppelgangeR там вывешивали какой-то даб-степ.
B. C.: У лейбла, с которым мы сотрудничаем, достаточно большая сеть для цифровой дистрибуции. Со дня релиза альбома новые песни уже были доступны на всех крупных цифровых площадках типа iTunes, Google Play, Amazon MP3, Bandcamp, Deezer, Phapsody. Там их можно либо скачать за деньги, либо просто послушать бесплатно. Сами мы во «ВКонтакте» новые песни еще не выкладывали.
Собственно, поэтому я их и не послушал, но зато прочитал их названия. Мне показалось, что в композициях с такими заголовками должно быть много треша и угара, ну или как минимум черного юмора и иронии…
D. F.: Да, в наших песнях есть самоирония, а вот черного юмора нет. И все они достаточно жизненные. В песне «Absinthe's Victim (When Flame in My Head)» идет речь о наших гастролях по Европе, и о том, что там не все медом намазано. В песне «Dead in to Vomit Street» обыгрывается изречение Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов: «В чем застану, в том и сужу».
B. C.: Песня «Dead in to Vomit Street» вообще очень жизненная. Рядом с нашим домом есть небольшая улочка, на которой стоит рыбный ларек. Там всегда грязно, потому что рыбу они рубят топориками прямо на асфальте, и всегда толкается очень много народа. Периодически там еще стоит женщина и продает вареную кукурузу. Запах просто отвратительный. Я все время стараюсь как можно быстрее пробежать это место и не дышать. И я как-то прозвала это место «блевотным переулком», а Дмитрий решил использовать это в песне. (Смеется)
Я тут недавно задумался, почему весь наш готик-рок – это попытка сделать музон типа как у Sisters of Mercy или как еще у кого-то – короче, почему во главе угла стоит цель быть похожим на какой-либо западный аналог? А может быть, нам нужна своя, русская готика – со своими традициями в текстах, звуке и т.д.? Есть же мексиканское дарк-электро, например…
B. C.: Почему только наш готик-рок? В других странах клонов каких-то известных готических групп тоже как грибов в лесу. В России, на самом деле, в этом плане все очень хорошо. Даже молодые группы пытаются привнести какое-то свое звучание. А вообще, музыкальные критики уже давно определили, как отдельную ветку звучания, восточноевропейскую готику. Они отмечают ее каким-то особым гитарным звуком и меланхоличностью. Уже давно есть коллекционеры, которые собирают музыку именно восточноевропейских групп. К нам часто обращаются с этим вопросом из других стран.
D. F.: Могу добавить только одно, что, когда ты молод, ты находишься под очень сильным влиянием творчества твоих любимых музыкантов. Но чем больше ты развиваешься как творческая личность, тем больше ты привносишь своего взгляда в музыку. Ну и еще есть специальные требования лейблов – использовать фишки отцов жанра для хорошей продажи альбомов, но далеко с такой музыкой не уедешь. Мне нравится слушать готик-рок, я продолжаю следить за всеми новинками, которые выходят в этом жанре. Этот год особенно ими богат. Безусловно, какое-то влияние другие группы оказывают на мое творчество, но я никогда не сочиняю музыку по типу как у кого-то.
Я так понял, что вы активно осваиваете все эти интернет-технологии, связанные с продажей музыки в цифровом виде. Да и деньги на альбом в интернете собирали. Насколько все это в конечном итоге оправдало себя?
B. C.: Мы уже давно пытаемся их освоить, потому что музыка на CD – это практически прошлый век. Сейчас подавляющее большинство людей музыку слушают в цифровом формате. Вряд ли сейчас кто-то гуляет по улице с CD-плеерами и, далеко не у каждого в доме есть музыкальный центр. Если уже давно продают телефоны с бесплатным доступом на год к какому-нибудь музыкальному интернет-порталу, то явно в большинстве своем люди не будут покупать музыку на CD и тратить время на то, чтобы перенести ее на телефон или мр3-плеер.
Поэтому мы уже второй альбом подряд сначала выпускаем в цифровом формате, а потом уже небольшим тиражом на CD. Краудфандинг для России пока что в новинку. Всем сервисам, которые оказывают такую услугу у нас, не более двух лет. В других странах, особенно в Америке, он существует уже более семи лет. Краудфандинг оправдал себя на все сто, и мы планируем использовать его еще. Причем таким способом собирают деньги на альбомы не только «никому не нужные андеграундые группы», но и, например, группы БИ-2 и Тараканы.
И самое главное в этом способе не то, что ты насобирал денег и на них записал альбом, а то, что твои слушатели, поклонники из любой страны и даже самого маленького населенного пункта гарантированно получат альбом, а не будут его безуспешно искать в музыкальных магазинах. Потому что с дистрибуцией музыкальной продукции, особенно, такого стиля музыки, дела обстоят очень плохо.
Вы когда-нибудь имели иллюзии, что сможете зарабатывать своей музыкой деньги? Если да, то когда эти иллюзии развеялись?
D. F.: О, да. Я здесь как-то нашел чек, по которому я получил гонорар в размере трехсот пятидесяти рублей за альбом 2003 года. Вообще, в России для зарабатывания денег музыкой готик-рок играть точно не стоит. (Смеется)
B. C.: Сейчас основной источник заработка для группы – это гонорары с концертов и продажа футболок, толстовок и прочего мерча. Гонорары за альбомы редко полностью покрывали стоимость их записи. Но этот альбом можно уже с точностью назвать одним из успешных. (Смеется) Потому что записали мы его благодаря нашим спонсорам в краудфандинговых проектах, за что еще раз хотим всем им сказать огромное спасибо!
На концерт Peter Murphy собираетесь? Не потеряли еще интерес к такой музыке и посещению таких концертов?
D. F.: Да, собираемся. Это очень круто, что до нас стали доезжать такие артисты. Нет, мы еще не насытились концертами таких групп Тем более, когда мы играем в Европе на одной сцене с именитыми группами, нам не удается послушать их концерт целиком, так как после своего выступления хочется просто спокойно посидеть в гримерке.
B. C.: Интерес к такой музыке не потеряли. Стараемся слушать все новинки в этом стиле.
Какая музыка сейчас в вашем топе? Кто влияет на вас как на музыкантов?
D. F.: Вот несколько групп и альбомов, которые я слушаю сейчас постоянно:
Creedence «Bayou Country», David Bowie «Reality», Johnny Cash «American IV: The Man Comes Around», Sex Gang Children «Fall», Love Like Blood «Flags of Revolution», Bauhaus «Mask», Type O Negative «October Rust», Jesus and Mary Chain «Stoned & Dethrone», Alice in Chains «Dirt».
B. C.: The Cure, David Bowie, Type o Negative, Anathema, Editors, Jesus and Mary Chain, Switchblade Symphony, The Mary Onettes, The Courteeners.
Я знаю, что на один из последних ваших концертов в «Rock House» пришло не очень много народу, хотя там выступали и другие готик-команды. Что вообще со всей этой темой происходит-то? Где толпы готов в рваных чулках с ирокезами, которые я видел несколько лет назад на концерте London After Midnight в «Точке»? Куда все подевались?
B. C.: Никуда они, на самом деле, не подевались. Но на концерты действительно стало ходить меньше народа. Причина, как мне кажется, кроется во многих факторах: отсутствие нормальной рекламы мероприятий, большое количество разных мероприятий, известность той или иной группы и другие жизненные обстоятельства посетителей. Сейчас в России уже даже иностранные группы выступают практически каждый день и не всегда собирают народ. Уже не девяностые и даже не нулевые, когда было мало концертов и все группы были в новинку. Сейчас всегда есть, куда сходить. А, может, вообще у людей приоритеты поменялись – кто-то сейчас вполне может выбрать прогулку на велосипеде, а не душный клуб.
Вопрос, который я последние несколько лет задаю почти всем русским группам. Вы не устали? Что до сих пор заставляет вас делать музыку, записывать альбомы, выступать?
D. F.: Мы не устали, у нас столько творческих планов впереди. Я не знаю, мы не ограниченны жесткими контрактами и обязательствами с лейблами, у нас полная свобода творчества. И потом, свою лучшую песню я еще не сочинил!
Каким вы видите будущее Doppelganger?
D. F.: Будущее – в творчестве. Мы будем сочинять песни и записывать альбомы, пока у нас есть силы и возможности или пока не надоест.