ROCK ORACLE №2 04/2007 |
Как часто в суматохе повседневности, в бесконечной череде земных забот мы останавливаемся, чтобы взглянуть на звёздное небо и задуматься о вечном? В недавно вышедшем альбоме «Celestis: Space Ceremonial Music» отечественному электронному коллективу Cyclotimia удалось приподняться над прозой жизни и посмотреть на мир совершенно иными глазами – глазами всеобъемлющего и беспощадного космоса. С этой высоты наши проблемы кажутся мелочными и незначительными. С этой высоты люди кажутся только пешками, неизбежно вовлечёнными в эволюционный ход истории, а все попытки человека поставить себя в центр Вселенной и подчинить себе природу в итоге оборачиваются против него самого. Наконец, с этой высоты все люди равны перед смертью. Может, поэтому многие из нас бессознательно стремятся к воссоединению со звёздным пространством, а некоторые даже видят в нём своё последнее пристанище. Идеями о жизни в космосе после смерти группа обратила на себя внимание американской аэрокосмической компании Space Services Inc., занимающейся уже более 30 лет отправкой человеческого праха в космос. О посмертной миссии нового диска, секрете успеха Cyclotimia и приобщении к тайнам бытия мы побеседовали с Максом К.
Как началось ваше сотрудничество со Space Services Inc.? Возникла ли идея записи «Celestis» в результате знакомства с деятельностью компании, или, наоборот, ваше намерение выпустить работу с космической тематикой привлекло внимание Space Services Inc.?
Несколько лет назад я наткнулся в одном журнале на статью, посвященную деятельности Space Services. Потом спонтанно родилась пара композиций по этой теме, а впоследствии появилась идея сделать целый альбом. После его записи мы связались с компанией и ознакомили их с концептом, в первую очередь надеясь, что они предоставят какие-то материалы для буклета. К нашему удивлению, эти люди оказались весьма open-minded, и – что самое главное – им очень понравилась наша музыка. В итоге они предложили нам более глобальное сотрудничество. В частности, музыка Cyclotimia будет звучать во время мемориальной церемонии перед запуском ракеты, а компакт диск полетит в космос. Кроме того, музыка, возможно, будет использоваться и в рекламных роликах компании.
В «Celestis», наряду с другими синтезаторными устройствами, вы использовали раритетные аналоговые машины 70-80-х годов, однако вам удалось избежать вторичности, старомодности звучания. В чём секрет новизны и оригинальности Cyclotimia?
Наверное, прежде всего в том, что мы использовали не только винтажные аналоговые инструменты, но и целый ряд современных цифровых и компьютерных технологий. Кроме того, мы никогда не ставили перед собой цели повторить чье-то звучание, напротив, мы всегда стремились и стремимся к оригинальности и к узнаваемости нашего саунда. Конечно, отдельные элементы нашей музыки могут напоминать что-то, но в целом - она ни на что конкретное не похожа.
На предыдущих альбомах, помимо музыкальной стороны вопроса «люди и машины», вы также обращались к философии писателей-антиутопистов. Творчество каких мастеров пера вдохновляло вас при создании нового диска?
Я бы не сказал, что творчество писателей-антиутопистов напрямую вдохновило какой-либо из наших альбомов. Наши работы в большей степени были инспирированы окружающими явлениями: «New Death Order» – глобализацией, «Wasteland» – современным мегаполисом, «E$chaton» – западными религиозными телеканалами. Хотя, если говорить об общем настрое, безусловно, творчество Хаксли, Оруэлла, Дика и многих других вполне созвучно тому, что мы делаем. Так или иначе, на последнем альбоме влияние творчества мастеров пера отсутствует полностью, так как альбом инспирирован именно деятельностью аэрокосмической компании Space Services.
Разумеется, каждое новое детище любого коллектива призвано донести определённый авторский посыл. Но, к сожалению, далеко не каждый способен абстрагироваться от субъективных интерпретаций. Люди есть люди: им свойственно слышать в музыке только то, что они хотят слышать. Какие эмоции и мысли вы надеялись в идеале вызвать у поклонников вашего творчества последним релизом?
«Celestis» – о двух простых вещах, сопутствующих человеку с первых дней его появления на Земле. О звездном небе над головой - и о смерти. Современные горожане не поднимают глаза к небу, да и звезд из города не видно, а о смерти предпочитают не думать вовсе. Мы никогда не ставили задачи навязать слушателю какую-либо точку зрения или передать некое сообщение. Но если наша музыка помимо приятного досуга подарит человеку возможность вынырнуть на миг из пучины обыденности, посмотреть на ход вещей со стороны или заглянуть внутрь себя, то это уже неплохо.
Планируете ли вы дать живое выступление по случаю выхода «Celestis»?
Да, мы планируем выступить на десятилетнем юбилее Russian Gothic Project. А возможно, дадим еще несколько концертов.
Всеобъемлющее звучание последнего диска не может не оказывать релаксирующего воздействия на слушателя. А кроме музыки, что даёт тебе необходимое расслабление по жизни и восстанавливает силы?
Творческий процесс весьма позитивен сам по себе. Расслабляться, на мой взгляд, лучше всего в компании хороших друзей, а восстанавливать силы – регулярными занятиями спортом.
Благодаря Space Services Inc. в марте 2007 года копия альбома «Celestis» будет отправлена в космическое пространство вместе с прахом 179 людей в рамках мемориального полёта «Legacy». Есть ли у тебя самого мечта слетать в космос?
Нет, мы – абсолютно земные люди. Лично меня идея стать космонавтом даже в детстве не прельщала. А уж слетать в космос после смерти в виде праха – это, на мой взгляд, совсем странная затея. Но мы искренне рады за тех, кому это по душе.
Аудитория слушателей Cyclotimia постоянно расширяется и становится всё более разнородной по своему составу. Значит ли это, что ваше искусство – уже не для одиночек, а для широких масс?
Мне вообще не очень нравится деление искусства на элитарное и массовое. Музыка либо хороша, либо нет. Не думаю, конечно, что наше творчество – это MTV-формат, но последний альбом вполне может прийтись по вкусу и поклонникам Jean-Michel Jarre, и Vangelis, и даже, наверное, Enigma. Впрочем, сегодня по телевизору вы не увидите ни того же Jarre, ни модных в 90-е The Orb или Future Sounds of London. Так что задача донести не совсем форматную музыку до истинно широких масс в сегодняшних реалиях чрезвычайно сложна.
В одном из интервью с Cyclotimia вы назвали большинство композиций в современном шоу-бизнесе «бездушными мертворождёнными эмбрионами». А что необходимо сделать исполнителю, чтобы установить контакт с космосом и создать-таки нечто стоящее?
Думаю, ничего особенного делать не надо. Если человек искренне и увлеченно занимается творчеством, то это уже неплохо. А насколько глубоко он сможет «установить контакт» и удастся ли ему сделать нечто стоящее, зависит от множества факторов, и, прежде всего, от личности исполнителя и его профессиональных навыков. Но в шоу-бизнесе в большинстве случаев доминирует в корне иной подход, хотя и там, определенно, есть отличная музыка – взять, хотя бы, Гвен Стефани, Шакиру или Бьорк...
Твои взгляды на современность и будущее homo sapiens, мягко говоря, не оптимистичны. Видишь ли ты какой-либо положительный идеал для человечества? В чём, по-твоему, возможность спасения человека, его возвращения на путь истинный? Или уже слишком поздно?
Я думаю, все, что происходит в мире, закономерно, и «возвращение» невозможно. Недаром все традиционные религиозные доктрины говорят именно о планомерном вырождении и деградации человечества. Так что мир будет продолжать погружаться туда, куда он погружается, и в этом, видимо, есть своя логика.
Оглядываясь на ваше творчество периода 1998-2000 годов, можешь ли ты назвать те основные отличия, приобретения, достижения команды, которые не позволяют спутать раннюю Cyclotimia с настоящей?
Первые пару лет мы искали собственное звучание, так как нам претило быть очередным безликим электронным проектом. Кроме того, поначалу, как это часто бывает свойственно многим радикально настроенным молодым людям, в нашей музыке присутствовал элемент эпатажа и попытки «шокировать» аудиторию. Все эти удачные и не очень удачные эксперименты отражены в недавнем переиздании нашей первой пластинки «New Death Order», куда вошло также много ранее неизданного материала. После того как творческий концепт обрел, наконец, ясную форму, мы стали искать подходящие технические средства, которые помогли бы нам воплотить все идеи. Через наши руки прошла добрая половина электронных инструментов, повлиявших на историю современной музыки. Все это вылилось в качественно иной подход к звуку как таковому. Изменился и подход к композиции. Думаю, разница между ранним материалом и сегодняшним слышна очень отчетливо.
Вы уже успели поразмышлять на темы жизни людей в мире машин, жизни самих машин и вот, наконец, добрались до звёздного небосвода. Большую степень обобщения придумать довольно сложно. В каком русле ты представляешь ваше дальнейшее творчество?
Параллельно с записью «Celestis» шла работа и над другим материалом. У нас давно была идея записать пластинку, концепт которой был бы полностью выдержан в «биржевой» или «экономической» эстетике. Эта тема проходит красной нитью почти через все наши альбомы, но пластинки, полностью посвященной «магии цифр», до сих пор не было. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и по полной программе окунуться в нашу любимую тему. Двигаясь в двух диаметрально противоположенных направлениях, мы записывали два альбома – на одном наша задумка предстанет в максимально «мейнстримовом» варианте (по меркам Cyclotimia, разумеется), а на другом, наоборот, в более экспериментальном. Хотя работа еще продолжается, можно сказать, что будут выпущены две пластинки – «Styx» и «Music For Stockmarkets». На композицию «Bankomat» с альбома «Styx» уже существует видеоролик, который, кстати, получил специальный приз на арт-фестивале в Корее. Увидеть этот клип можно на нашем веб-сайте www.cyclotimia.com.
Пока есть люди, способные понимать и ценить музыку Cyclotimia (а их не так уж мало), мне думается, не всё ещё потеряно. Доказательством тому служит и восторженное принятие поклонниками вашего последнего альбома. Желаю вам творческих успехов и веры в себя. Огромное спасибо за интервью!
Спасибо и тебе! А всем читателям журнала – удачи и благополучия.