ROCK ORACLE №4 07/2005 |
Ростовский дуэт Stillife – один из немногих отечественных проектов, пользующихся реальным спросом у нашей готической публики. Действительно, в последние годы интерес к их атмосферной электронике в духе Endraum демонстрирует определенную стабильность. Последним творением ростовчан, скрывающихся под обозначениями Stan_I и М.S., стал недавно вышедший CD с названием «Memories», в основном содержащий ремиксы на композиции дуэта, записанные как российскими, так и западными исполнителями. На наши вопросы, заданные по самым разным поводам, отвечает Stan_I.
«Memories» назван «международным коллаборационным проектом». Является ли идея организовать сотрудничество нескольких групп вашим эксклюзивом, или вы просто использовали чей-то пример?
«Memories» начался с того, что мне предложили сделать на Stillife пару ремиксов. Изначально у нас были планы выпустить мини-альбом, в который и вошли бы эти ремиксы. Но затем у нас возникли некоторые проблемы со студией, и запись нового материала неожиданно затянулись на неопределенное время. Идея выпустить большой коллаборационный альбом стала единственным выходом из создавшейся кризисной ситуации. В этом году минуло пять лет с момента выхода нашего первого альбома «Raining December». Таким образом «Memories» стал своего рода юбилейным альбомом, которому было суждено подвести промежуточные итоги нашей «застывшей жизни».
В создании «Memories» участвовали как зарубежные (Endraum, In My Rosary, Butterfly Messiah), так и отечественные (Theodor Bastard, Bleeding Nature) исполнители. Каким образом осуществлялось ваше взаимодействие? Приходилось ли вам встречаться, или вы просто пересылали друг другу файлы по электронной почте?
Нет, мы не встречались специально. Вся работа велась исключительно через интернет или посредством обычной почты. Со многими из тех, кто работал над этим проектом я знаком лично, с другими же поддерживаю долговременные контакты. Главное, что все мы остались довольны сотрудничеством и «Memories» – это не финал. Впереди еще много интересных совместных работ.
Если бы представилась такая возможность, с кем еще вам хотелось бы поработать?
Если возможность представится – поработаем. А с кем, не знаю... Да и не важно это. Главное, чтобы человек был хороший и материал интересный.
Новый диск содержит практически одни ремиксы. Есть ли в ваших планах выпуск нового материала Stillife?
Конечно, да. И если все наши планы осуществятся, то альбом, целиком состоящий из нашего собственного нового материала, появится ориентировочно во второй половине следующего года. Понимаю, многие расстроятся, ведь кажется, что еще так долго ждать. Но время летит незаметно, стоит только закрыть глаза...
На «Memories» впервые появляется песня на русском языке – «Медлительной чредой…» на стихи Блока. Не планируете ли вы в будущем представлять песни с русскими текстами собственного сочинения? Вы используете английский и немецкий, но почему вы так редко обращаетесь к русскому языку (единственное, что приходит в голову – сэмпл из «Соляриса» на «In Memory»)?
Мне кажется, космополитизм был заложен в Stillife изначально. То есть, когда пишешь, то не задаешь себе вопросов «зачем» и «почему». Всегда ищешь идеальное сочетание формы и содержания, добиваясь гармонии на всех уровнях творчества. Здесь очень важно не потерять чувство стиля. В отличие от узконаправленного сайд-проекта Lesnikov-16, в творчестве Stillife мы затрагиваем общечеловеческие темы, понятные всем, поэтому мы не хотим концентрироваться на чем-то одном. Язык исполнения является еще одним инструментом в общей палитре произведения. Русский язык, бесспорно, очень поэтичен и красив, однако он действует слишком прямолинейно на наше подсознание, и мы не в силах сотворить ту игру теней и света, которая необходима для правильного восприятия музыкальной картины. Что же касается «Медлительной чредой... «, то это не наша оригинальная композиция. Именно поэтому мы решили включить ее в коллаборационный альбом. Этот романс на стихи Александра Блока был написан талантливой русской поэтессой и композитором Ольгой Лихобабиной-Циммерманн, ныне проживающей в Германии. Мы ответственны только за аранжировки.
Существует ли в Ростове-на-Дону своя готическая сцена? Общаетесь ли вы с какими-нибудь ростовскими группами?
Если ростовская готическая сцена и существует, то мы находимся с ней в разных измерениях. Разве мы похожи на готов?...
До создания Stillife вы играли в блэк-металлической группе SunChariot. Каково ваше нынешнее отношение к тяжелой музыке?
Из состава Stillife в SunChariot играл только я один. M.S. вообще к SunChariotне имеет отношения. Мы оба когда-то слушали метал, и именно с этого стиля я начал свое более-менее осознанное музыкотворчество в начале девяностых годов. Но теперь я давно уже не слежу за тем, что происходит на металлической сцене, и практически ничего не слушаю... Ну, разве что раз в полгода нахлынет ностальгия и поставлю что-нибудь «старенькое»... например, Katatonia или In Flames...
Расскажите о проекте Lesnikov-16. Будет ли у него продолжение? Как вы относитесь к возрастающей популярности таких стилей, как EBM, futurepop, слушаете ли сами подобную музыку и не хотите ли сделать нечто подобное в будущем?
Помните классическую историю Стивенсона о Докторе Джекиле и Мистере Хайде? Так вот – космический плазмолет "Lesnikov-16" и есть наш Мистер Хайд. Когда мы садимся в него, то снова ощущаем себя молодыми и душой и телом! Продолжение непременно последует. Популярность фьючерпопа и синти – закономерное явление. Ведь будущее человечества определено: Галактика Синтипоп давно уже посылает нам свои сигналы! И результаты очередной космической экспедиции, записанные на дебютном полноформатнике уже вошли в пределы нашей Солнечной Системы!
Творчество многих дарквейв-ансамблей имеет сильную религиозную подоплёку (характерный пример – уважаемый вами Current 93). Существует ли нечто подобное в вашей творческой жизни?
Но ведь Current 93 никогда не играли дарквейв, так же как и их творчество нельзя однозначно назвать «религиозным»! Мне не нравится ситуация, когда группы основываются исключительно на пропаганде, так как в первую очередь меня интересует музыка и ассоциации, возникающие при ее восприятии. Поэтому я всегда стремился избежать прямых идеологических ссылок, даже в те времена, когда это было продиктовано законами жанра. Естественно, в творчестве Stillife мы не затрагиваем религиозные темы. Просто потому, что нам это не интересно.
Приходилось ли вам когда-нибудь выступать за границей?
Нет. Мы к этому никогда не стремились. Более того, в последнее время мы заморозили свою концертную деятельность. Возможно, с выходом очередного альбома эта ситуация изменится...
Некоторые отечественные группы в последнее время добиваются ощутимого международного признания (к примеру, Moon Far Away). Считаете ли вы, что в ближайшее время российские группы смогут на равных конкурировать с зарубежными исполнителями?
Допустим, выпуститься на каком-либо узкоспециализированном лейбле за рубежом, еще не значит получить «ощутимое международное признание». Но если западные мэйджоры в одно прекрасное утро начнут штамповать миллионными тиражами альбомы российских групп, то знайте: недалек и тот день, когда российская сборная выиграет чемпионат мира по футболу!