ROCK ORACLE №3 06/2008 |
Барабаны непальского шамана, атмосферная флейта, дудук, нежный меланхоличный восточный вокал… Завораживающие этнические мелодии, рожденные, кажется, самой природой, с одной стороны, и элементы электроники и амбиента — с другой… Все это — разные грани новой работы проекта Штефана Хертриха Shiva In Exile. Первый альбом вокалиста Darkseed «Ethnic» был удостоен награды американской академии в номинации «Best New Age/World Album 2004», и амбициозный музыкант спустя несколько лет снова пригласил нашу соотечественницу и уникальную в своем роде вокалистку Яну Вева для записи нового материла к альбому «Nour». Об утрате человечеством духовности, о «битве внутри себя», о языковых барьерах и о том, как много связывает его с Россией, Штефан поведал в интервью «Rock Oracle».
Для начала не мог бы ты рассказать, что означает название Shiva In Exile? («Шива в изгнании» — прим. авт.) В индуизме Шива — великий бог-разрушитель, но ты отправил разрушительный элемент в изгнание…
Название Shiva In Exile существовало еще за восемь лет до того, как я организовал группу. Я был уверен, что однажды буду сочинять музыку под этим названием. Мне оно нравится, потому что символизирует, как часто мы забываем об этических и духовных ценностях в пользу материализма и приспособленчества. Так что для меня «Shiva» означает «все, что связано с моралью и этикой», а «In Exile» — что мы прогоняем мораль и этику прочь.
Можно ли сказать, что твое творчество фокусируется исключительно на чистой, созидательной и позитивной стороне мира, оставляя зло позади?
Да, я бы назвал альбом «чистым», потому что он очень искренний, представляющий именно ту музыку, которую я хотел писать, не заботясь, как бы добиться мэйнстримового успеха или уважения на андеграундной сцене. И да, это также конструктивная музыка, музыка, которая сосредотачивает твои мысли на самом себе. Я бы назвал это «битвой внутри себя». Кто ты? Зачем ты? и т.д. Музыка охватывает оба аспекта: и положительный, и отрицательный. С одной стороны, она очень релаксирующая и энергичная, с другой, бывает и очень темной (например, на альбоме слышны настоящие взрывы с израильской войны 2006 года). Это своего рода эмоциональное путешествие сквозь взлеты и падения, через которые время от времени проходит каждый человек в своей «внутренней битве».
Новая работа получила название «Nour» (арабское слово, означающее «свет»), но ты также говорил, что альбом получился более темным и восточным, нежели дебют. Как сосуществуют эти два противоречия?
Мне нравится сочинять темную, готическую, меланхолическую музыку, но я не хочу целиком погружать людей в это эмоциональное состояние. Название альбома призвано показать, что, какой бы «темной» ни была музыка (или мир), жизнь не состоит только лишь из темноты. Многие люди об этом часто забывают и постоянно жалуются. Не сложно все время жаловаться. А вот преобразовывать негативные моменты в позитивные — это задача, посильная только самым мудрым представителям рода человеческого.
Кстати говоря, «быть мудрым» — не то же самое, что и «быть умным» или «быть в чем-то осведомленным». Важно понять эту разницу, если мы хотим уважать культуры и страны во всем мире. Даже если люди, живущие там, беднее нас или «менее образованные», иногда они могут оказаться мудрее нас, живущих на Западе. Но возвращаясь к музыке: Shiva In Exile — это хороший микс из темных «европейских» элементов и теплых «этнических» элементов, так что, я считаю, что название подходит альбому очень хорошо.
Второй альбом в большей степени сконцентрирован на пении Яны Вева, в то время как «Ethnic» был насыщен вокальными партиями исполнительниц со всего мира. С чем связана такая перемена?
На «Ethnic» я не использовал «живой» вокал, потому что у меня была возможность использовать вокальные библиотеки, специально разработанные для музыкальных студий (вот почему многие фразы можно услышать также по телевизору). В то время у меня не было другого выбора, но когда Алексей из «Irond» порекомендовал мне Яну, я убедился, что наконец-то нашел вокалистку. И поскольку Яна в основном специализируется на ближневосточном вокале, а эта культура стала центром моего внимания, самым оптимальным решением для нас было записать ближневосточный альбом вместо смешивания многих культур в одно целое. Если вам нравится «Ethnic», вам также понравится «Nour», и даже если вам не понравился «Ethnic», вам в любом случае может понравиться «Nour», так как его атмосфера более готическая и «мощная».
За первый альбом проект Shiva In Exile был удостоен награды в категории «Лучший New Age Альбом 2004». Как ты думаешь, новый релиз повторит его успех?
Понятия не имею, но могу сказать, что это не так важно для меня. Я просто рад тому, что мы закончили альбом — спустя столько времени и проделанной работы. И какая бы судьба ни ожидала его, так тому и быть. Я буду радоваться каждому отдельному человеку, которому понравится эта музыка. Это замечательный дар, быть способным заниматься искусством и вместе с тем делать других людей счастливыми — я благодарен богу за это. Часто музыканты (и я в том числе) забывают об этом, когда речь заходит о продажах, ожидании успеха и т.д. За последние несколько лет я научился не волноваться о таких вещах, так что победа в каких-либо номинациях не находится на вершине моей иерархии ценностей. Однако если бы я снова выиграл эту награду, я бы, конечно, был благодарен.
В интервью ты говорил, что твое сотрудничество с Яной обязательно продолжится. У тебя уже есть четкое представление, как будет звучать третий альбом Shiva In Exile?
Я никогда не планирую альбом заранее. Обычно решение появляется совершенно спонтанно, за десять минут, и эти минуты могут наступить как через шесть недель, так и через полгода. Но сейчас я склоняюсь к записи еще одного ближневосточного альбома или, может быть, новых версий некоторых композиций с «Ethnic» и «Nour», особенно для готического беллиданса, поскольку музыка Shiva In Exile идеально подходит для танца живота. Зайдите на сайт группы на MySpace и взгляните на некоторые танцевальные видео, которые с таким усердием делали для нас наши фанаты! И, разумеется, я бы был счастлив, если бы Яна снова согласилась поработать вместе со мной!
На сайте твоего проекта SpiRitual размещено следующее обращение: «Если вы музыкант, умеющий играть на этническом инструменте или петь этническим вокалом, пожалуйста, свяжитесь со Штефаном!» Как обстоят дела с прослушиванием «этно-талантов» на данный момент?
Ты первая, кто упоминает это высказывание в интервью. Интересный вопрос. Очень сложно найти людей, умеющих играть на этнических инструментах профессионально и убедительно. К примеру, у меня есть турецкая ней-флейта, но когда я пытаюсь на ней сыграть, звук получается такой, как будто кто-то дышит в пустую пивную бутылку, ха-ха! То же самое с перкуссией и струнными инструментами. Они не так плохо звучат, если играешь на них просто для себя, но когда записываешь эти партии в студии и соединяешь их с современной музыкой, получается недостаточно убедительно, если не играешь на этих инструментах в течение многих-многих лет. Поэтому очень сложно подыскать людей для участия в Shiva In Exile, и помимо Яны я пока никого не нашел.
Но невелика беда, потому что большая часть работы в любом случае осуществляется на компьютере. Однако если есть музыканты, которые умеют обращаться с ней-флейтой, дудуком или перкуссией (и имеют возможность записываться в студии), пусть свяжутся со мной или с лейблом «Irond».
На альбоме «Ethnic» слышны арабские, индийские, малазийские, тайские и канадские национальные мотивы — все это благодаря немецкому автору и ученому, доктору философских наук Кристиану Ратшу, который три года прожил в лесу бок о бок с лакандонскими индейцами, а также побывал в различных экзотических странах. А приходилось ли тебе самому бывать в этих странах? Атмосфера какой страны тебе больше по душе и почему?
За последние два года я несколько раз путешествовал по Ближнему Востоку, но должен признаться, что по сравнению с Кристианом Ратшем мне еще предстоит открыть для себя многие уголки мира. В ближайшие несколько лет я планирую много путешествовать. Например, меня очень привлекают Гренландия и Исландия (которые не имеют ничего общего с музыкой Shiva In Exile, ха-ха!). Но больше всего я счастлив, находясь в своей маленькой милой деревеньке в окружении природы, потому что там тихо, мирно, и просто это мой дом.
А ты не думал о том, чтобы последовать примеру Кристиана Ратша и изолироваться от цивилизации на пару лет где-нибудь в далеких землях индийских племен?
Ха-ха! Ну, я и так живу более изолированно, чем большинство людей может предположить. Я очень редко посещаю места, где скапливается много людей (не считая супермаркеты) и провожу большую часть времени в одиночестве, преимущественно за чтением книг или за работой в своих апартаментах (я заведую небольшим бюро переводов на пару с другом). Я не считаю необходимым скрываться в других странах или культурах, чтобы чувствовать себя счастливым, потому что счастье исходит изнутри, а проблемы нельзя решить, избегая их — обычно они возвращаются к тебе, если ты переезжаешь в другую страну. Мне достаточно знать, что моя музыка «путешествует по миру». Кроме того, я слишком ленивый для дальних поездок, ха-ха!
Кстати, твой друг был так впечатлен поездкой в Москву, что начал учить русский язык!
Как ты хорошо информирована! Да, это правда. Я сам не верил до тех пор, пока не увидел у него электронный переводчик, ха-ха. Между прочим, мой дед жил в России — он был захвачен в плен как немецкий солдат после Второй Мировой войны, после чего решил остаться там. Интересно, что так много всего меня связывает с Россией, несмотря на то, что сам я ни разу там не был. В рамках моего проекта SpiRitual я работал со многими русскими, и, конечно же, с Яной.
В любом случае, тебе всегда рады в России, так как у музыки нет языковых барьеров…
Да, хорошее высказывание. Я использовал его в буклете «Nour»: «Там где слова бессильны, говорит музыка!» Это особенно показательно на примере записи «Nour», поскольку Яна и я не можем говорить друг с другом напрямую из-за языкового барьера. Но это и не обязательно, нас связывает музыка, и все желающие могут убедиться в существовании этой связи, прослушав этот альбом.
Есть ли в твоем концертном графике название нашей страны?
Если нам удастся организовать серьезный состав Shiva In Exile, я уверен, что мы не упустим возможность сыграть в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Спасибо за интервью, и большой привет всем поклонникам Shiva In Exile в России!