ROCK ORACLE №3 06/2007 |
Отсвет костра, стрекот сверчков, тихий шелест листьев на ветру… Замысловатые, необычные звуки долгожданного альбома Tenhi «Maaa..et» переливаются всеми гранями печали и радости, безысходности и надежды, смерти и жизни, а воображение дорисовывает идеальную картину единения с природой и гармонии с собой. Как создать столь гипнотическую, завораживающую музыку, способную погрузить в мир правдивой сказки? Наш проводник в мире шаманов, духов и величественной финской природы – Илмари Иссакайнен, музыкант легендарной группы и человек сам по себе выдающийся: барабанщик, перкуссионист, бэк-вокалист и гитарист по совместительству.
Как переводится название вашего альбома — «Maaa..et»?
«Maaa..et» — это «Мать земли».
Что дало вам вдохновение для нового материала: единение с природой или какое-нибудь предание?
Период, в который создавался альбом, был довольно тяжелым для меня и Тико Саарикко: нас переполняла печаль, которой нужно было во что-то излиться. Много раз при создании «Maaa..et» мы обращались к образу осеннего леса. Создавая музыку, мы стремились передать эти чувства — жизнь, медленно уходящая отовсюду, фатализм, принятие, спокойное погружение в сон, окончание цикла — чтобы отдать энергию обратно земле и зародить в ней семя новой жизни. Темы, представленные в нашей музыке, часто изображают темную сторону жизни: потерю, печаль, недолговечность красоты, смерть — то есть тяжелые для восприятия вещи.
Звучание «Maaa..et», размеренное и неторопливое, даже в чем-то монотонное, напоминает какой-то священный ритуал и пробуждает в воображении мистические картины. Вы стремились к столь впечатляющему результату или так вышло само собой?
Мы очень щепетильно относимся к тому, чем занимаемся. Можно сказать, что мы перфекционисты — много лет у нас ушло на то, чтобы закончить «Maaa..et». Нам пришлось откорректировать все детали, в противном случае мы не выпустили бы альбом вовсе. На самом деле мы никогда не устанавливали какие-либо рамки для Tenhi, не пытались понять, что есть мы, не обсуждали, что собираемся делать с нашей музыкой. Однако подсознательно сумели достичь такого результата.
Предполагает ли такой стиль музыки особую слушательскую аудиторию?
Прежде всего, мы создавали нашу музыку для себя, а уж потом для других. Замечательно, если она нравится кому-то еще.
На обложке «Maaa..et» — змеиная кожа. Это какой-то тотем?
В некотором отношении змея — тотемное животное. Композиция альбома предполагает ощущение memento mori (помни о смерти — лат.), но о смерти мы думаем больше как о символе естественного продолжения жизни. А нашли мы змеиную кожу много лет назад, когда как-то раз бродили по лесу.
Вы не думали о том, чтобы приехать в Россию с программой в поддержку нового альбома?
На сегодняшний день у нас нет планов посетить Россию, но мы будем рады однажды выступить и у вас. Надеюсь, нам выпадет такая возможность.
Насколько я понимаю, для этого потребовалось бы внести изменения в репертуар, либо взять в группу одного или нескольких новых участников. Не собираетесь пополнить свои ряды?
Что касается записи и сочинения, нам вполне хватает нашего небольшого коллектива: так легче контролировать весь процесс. У нас сейчас столько идей, что новые члены группы просто не смогут втянуться и работать достаточно активно. А насчет живых выступлений — раньше нам уже приходилось нанимать сессионных музыкантов, чтобы выдержать свой стиль. В данное время мы планируем принять участие в нескольких концертах с малым количеством инструментов, так что наша музыка будет сильно отличаться от материала, который можно услышать в записи.
В ваших предыдущих альбомах можно слышать флейту, скрипку, альт, виолончель… Я знаю, что вокалист Тико Саарикко играет на диджериду, фисгармонии и уду. Можно ли их услышать в «Maaa..et»?
В основном мы использовали те же самые инструменты, что и в предыдущих работах.
Диджериду — это древний ритуальный инструмент из эвкалипта, способствующий вхождению в транс, а что такое уду?
Уду — керамический барабан, который держат на коленях, с очень низким мягким и высоким «цепляющимся» звуком. Этот инструмент прекрасно сочетает в себе многие родовые качества.
Финский язык очень интересен, необычен и сложен. Вам приходят письма от поклонников, в которых говорится, что они начали изучать его, чтобы лучше понимать ваше творчество?
Мы получали письма от людей, в которых говорилось, что они изучают наш язык, чтобы читать тексты наших песен в оригинале. По-моему, это здорово, что люди стараются лучше понять нас и культуру Финляндии. Суоми в наибольшей степени олицетворяет собой финский менталитет. Наша музыка уходит корнями в национальный финский фольклор, поэтому для нас естественно выражать наши чувства и внутренние пейзажи через финский язык.
Я слышала, к созданию группы с именно такой концепцией творчества вас подтолкнула финская мифология. Расскажи, как сложился коллектив.
Десять лет назад Тико Саарикко, Илькка Салминен и я начали писать музыку вместе. Мы встретились, когда учились в средней художественной школе. Оказалось, что у нас одинаковые музыкальные взгляды. Мы создаем меланхоличные песни, руководствуясь нашим внутренним восприятием, нас вдохновляли многие финские мифы и народные сказания, но мы всегда старались вложить в них что-то свое и по-своему их интерпретировать.
Вы всегда видели свое призвание именно в музыке?
Мы любим литературу, поэзию, изобразительное искусство и кино не меньше, чем музыку. Но что касается призвания, я думаю, наши сильные стороны — музыка и изобразительные искусства.
Что ты можешь сказать о влиянии других групп на ваше творчество?
Лично у меня нет кумиров, которые непосредственно повлияли на меня. Я черпаю вдохновение из небольших частиц и фрагментов музыки и искусства. Такими фрагментами могут быть, к примеру, ритм, мелодичный голос или рифма. Иногда неверно расслышанный фрагмент мелодии становится для меня источником новой идеи, которая через какое-то время формируется в моей голове в песню. Иногда при написании композиций мы вдохновляемся живописью.
А что насчет шабашей и шаманских ритуалов? Устраиваете ли вы их?
Я думаю, у каждого из нас есть свои собственные ритуалы, осознаем мы их или нет. Ритуалы — одна из основ бытия, они удерживают наш мир в порядке. Мы не устраиваем ритуальных мероприятий, на которых могут присутствовать другие люди. Это слишком личное.
И все же я думаю, московские поклонники с удовольствием составили бы вам компанию.