ROCK ORACLE №2 05/2010 |
Широким массам Эйнар Селвик (Einar Selvik) известен как бывший барабанщик культовой и скандальной black-metal группы Gorgoroth. Достаточно вспомнить любую их запись, чтобы понять, что драммер он весьма неслабый и скоростной. Однако это не помешало ему променять ударную установку на шаманский бубен, а сатанинские гимны на руническую магию. Несколько лет назад Эйнар основал собственный проект Wardruna, где исполняет фольклорную музыку на традиционных инструментах. В числе его поклонников теперь числится даже легендарная певица Джарбо (The Living Jarboe), которая рассказала нам, что мечтает о совместной работе с Эйнаром. Заинтересовавшись, мы решили сами поговорить с этим, без сомнения, интересным человеком, тем более, что дебютный альбом Wardruna «Gap var Ginnunga» недавно был выпущен и в России.
Для начала расскажи немного об истории проекта и причинах, которые подвигли тебя на его создание.
Меня всегда интересовали северные руны. Я изучал их всё больше и больше. В 2001 году у меня возникла идея музыкального проекта. В начале 2003 я записал первую песню. Это стало одной из причин, по которым я покинул группу Gorgoroth в 2004. Я хотел больше времени уделять работе над трилогией о рунах.
В интервью другим изданиям ты говорил о том, что некоторые из используемых тобой инструментов ты изготовил сам. Расскажи немного о процессе изготовления какого-нибудь инструмента.
Я пользуюсь древней техникой. Например, барабаны я делаю из оленьей кожи. Ее нужно вымачивать в реке почти целый месяц. Это своеобразный ритуал, в ходе которого ты как бы снова возвращаешь животному жизнь. К сожалению, очень сложно найти информацию по производству традиционных инструментов. Такими вещами занимается лишь маленькая группа людей. Это захватывающий процесс, который требует много работы и исследований.
Ты продаешь их или только играешь сам?
Пока что я делаю их лишь для собственного использования.
При создании своей музыки, помимо «живых» инструментов и голосов, ты используешь электронные сэмплы. Как ты относишься к тому, что определенная часть фолк-музыкантов вообще не приемлет использование «электроники» и считает это недопустимым?
Я бы разделил фолк-музыку и традиционную музыку. Мне кажется, ты говоришь о традиционной музыке. А фолк-музыка более открыта для интерпретаций, она не пытается путешествовать назад во времени и создает что-то новое. В любом случае, сэмплы, которые я использую в Wardruna, я сам записал с помощью живых инструментов. Я стремлюсь к аутентичному исполнению, но создание нужной атмосферы волнует меня еще больше.
А как ты играешь свои песни вживую? Сколько человек находится на сцене?
Сегодня в концертном составе Wardruna выступают шесть музыкантов, но в идеале мне бы хотелось иметь шестнадцать или семнадцать человек.
Это много!
Также я использую компьютер. Я записываю звуки ветра и шелест травы. Эти звуки сложно воспроизвести вживую.
Ваша музыка сопровождается визуальными инсталляциями или хореографией?
Это все в планах! У меня очень много мыслей по поводу концепции проекта Wardruna через пару лет.
Что ты можешь сказать о первом альбоме Wardruna сейчас, спустя время после его выпуска? Доволен ли ты реакцией слушателей и прессы?
Его приняли необычайно хорошо как в мейнстриме, так и среди любителей экспериментальной музыки. Я действительно не ожидал этого, потому что делал альбом для себя, не думая об аудитории. Мне очень приятно, что его высоко оценили! Особенно мне льстит множество положительных отзывов от людей, которые занимаются древней норвежской культурой, как и я.
Ты поедешь в тур с этим альбомом?
Не думаю, что вообще когда-нибудь я поеду в тур, разве что небольшой. Мы уже дали несколько концертов в Европе и Норвегии.
А как насчет России? Ваш альбом недавно здесь издали.
Я надеюсь когда-нибудь к вам приехать. А как его у вас приняли?
Он только-только появился в магазинах. Но я надеюсь, что русские меломаны его оценят, потому что у нас неплохо развита фолк-сцена. Причем тут любят не только русский фолк, но и кельтский, например. Думаю, норвежская музыка нам тоже придется по душе!
Я считаю, что моя музыка могла бы быть интересна не только любителям фолка. Это универсальный язык! Руны являются отличными образами для общения с природой и другими людьми. Их могут воспринимать большинство людей. В Норвегии руны знакомы практически всем от мала до велика. Это общее культурное наследие! Поэтому мой альбом и приняли так хорошо.
Как продвигается работа над второй частью рунической трилогии?
Я делаю музыку из рун, и они задают мне ритм работы. Некоторые вещи нужно записывать только в определенное время года и даже в конкретные даты. Только тогда они наполняются уникальной энергией и отражают значение руны. Это требует много времени.
Дебютный альбом Wardruna является первой частью трилогии, посвященной рунам Старшего Футарка. Обратишься ли ты в дальнейшем к Младшему Футарку, руны которого также имели хождение в Норвегии?
Вполне возможно. У меня очень много идей. Однако это не входит в мои ближайшие планы.
Некоторое время назад я общался с The Living Jarboe, и она сказала, вы собираетесь поработать вместе…
Да, это правда. Сейчас мы пытаемся назначить время, когда можно приступить к записи. Я надеюсь, это произойдет в течение года. Джарбо — очень интересный музыкант. Я много жду от нашего сотрудничества.
Раньше в группе Gorgoroth ты играл на классической ударной установке, а теперь используешь традиционные инструменты. Ты еще играешь на обычных барабанах?
Да, я был барабанщиком, но потом осознал, что создание музыки доставляет мне больше удовольствия. Сейчас я иногда сажусь за ударную установку, но очень редко. Думаю, когда-нибудь я снова буду играть метал, но пока я чувствую, что должен заниматься Wardruna. Это было одной из причин, по которым я ушел из Gorgoroth. Я хотел больше времени уделять собственному творчеству.
Теперь тебя не очень интересует метал?
Честно говоря, сейчас меня вообще мало интересует другая музыка, я почти ее не слушаю.
Может быть, ты можешь порекомендовать какие-нибудь проекты, которые исполняют традиционную или экспериментальную музыку?
Послушайте Мари Бойне, она очень талантливая женщина. Это музыкальная традиция саами. Что касается экспериментальной музыки, то есть один парень, который играет на инструментах, сделанных изо льда. У него есть даже трубы и горны! Звучит очень атмосферно. Его зовут Терье Исунгсет.
Круто! В России сейчас много льда, даже в марте.
В Норвегии не меньше.
Расскажи, какую роль в твоей жизни играют руны? Ты практикуешь какие-нибудь ритуалы?
В первую очередь руны интересует меня с культурной точки зрения. Однако я верю, что они обладают силой. В первую очередь, руны помогают наладить контакт с природой. Это зеркало мира.
Ты много говоришь о природе. Что ты думаешь об экологии? Ты разделяешь точку зрения, что наша планета в опасности?
Несомненно, человечество загрязняет Землю. Нет баланса между тем, что мы даем и что мы забираем. Это ужасно.
Спасибо тебе за интересное интервью. Скажи что-нибудь нашим читателям на прощание.
Надеюсь, у нас будет возможность выступить в России. Если это произойдет, я обещаю, что это будет особенный концерт!