ROCK ORACLE №2 04/2011 |
Когда группа долгое время не выпускает альбомов, закрадывается опасение, что музыканты, поддавшись каким-нибудь сомнительным веяниям, вдруг решат поиграть со звучанием и выдадут что-нибудь радикально непохожее на то, что ранее покорило сердца фанатов. Поэтому, когда после четырех лет молчания финны Moonsorrow объявили о релизе «Varjoina Kuljemme Kuolleiden Maassa» («Мы – блуждающие тени мертвой Земли»), у поклонников были поводы для тревоги. Однако никаких шокирующих перемен не случилось. Правда, на этот раз музыканты в своих текстах обратились не к любимой ими мифологии, а к теме Апокалипсиса. Гитарист Moonsorrow, Mitja Harvilahti, рассказал «RockOracle» о том, как записать «холодный» альбом в жарких условиях и волчьем пенисе, случайно попавшем на мерчандайз группы.
Привет, ребята, как дела? Поздравляем с выходом нового альбома «Varjoina Kuljemme Kuolleiden Maassa»! О чем он?
Спасибо! У нас всё отлично. Сейчас заняты обычной работой, связанной с выпуском альбома и подготовкой к туру. У нового альбома пост-апокалиптическая тематика. Это история нескольких людей, которым удалось выжить, они бродят по миру, пытаясь найти место для жизни. Они понимают, что человек сам виноват в разрушении мира, и в конце концов перестают сражаться и убивают себя, обезумев и потеряв все надежды.
Как проходила запись альбома?
Альбом получился очень жестким, мрачным и холодным, хотя работа над ним велась в самое жаркое за последние семьдесят лет лето в Финляндии. Поэтому Хенри совершил настоящий подвиг – ему удалось попасть в нужное настроение и создать атмосферу холода и обреченности. Поверь, это совсем не просто, когда за окном вовсю светит солнце. Мы «собрали» альбом за какие-то два-три месяца – довольно быстро. Наэтот раз большая часть материала записывалась в Хельсинки. У нас был хороший бюджет, и мы могли сами выбирать, где записываться. Так что запись барабанов мы заканчивали в самой большой комнате студии «Finnvox», а остальной материал – в студии«Sonic Pump», за исключением вокальных партий Вилле. Его мы писали в маленьком домике в лесу, чтобы создать нужное настроение. Вся запись заняла около сорока студийных дней. При этом мы ни разу не репетировали все вместе, перед тем как встретились в студии. Поэтому поначалу все немного нервничали, но все шло на удивление гладко, без каких-либо проблем. Это была самая длинная, но и самая забавная студийная сессия. Еще было много посиделок в сауне с распитием пива.
Ваш европейский тур стартовал в марте, как долго он продлится и на каких фестивалях вас можно будет увидеть? В Россию планируете заехать?
Мы собираемся дать двадцать четыре выступления в Европе в рамках «Pagan Fest». А затем отправимся в тур по Финляндии. Мы уже начали анонсировать фестивали, в их числе «Tuska» и «Summer Breeze». Вся информация появится на нашем сайте в апреле. К сожалению, выступлений в России пока не запланировано, но, надеюсь, скоро эти даты появятся!
Вы – постоянные участники «Pagan Fest Europe». Это ваш любимый фестиваль?
В этот раз нам пришлось выбирать между своим собственным туром и участием в туре «Pagan Fest». Поскольку эти туры должны были пройти в одно и то же время, мы решили выбрать старый добрый «Pagan Fest», это отличный большой тур с хорошей организацией, собирающий огромные толпы.
Понятно, что лучше всего выражать свои мысли и чувства на родном языке – все ваши песни написаны на финском. Но у вас есть много поклонников за пределами Финляндии. Вы не думали о том, чтобы выпустить альбомчик на интернациональном английском языке, например?
Мы никогда не станем писать песни на английском только для того, чтобы продать больше альбомов. С финским языком мы можем сделать что-то уникальное и гораздо лучше выразить себя. Мы не идем на компромисс. Если мы знаем, что сделаем лучший альбом на финском, мы так и поступим, даже если никто не захочет его покупать. Я не думаю, что нужно использовать английский, чтобы преуспеть. Почему-то никто не предлагает записывать альбомы на русском, чтобы заполучить побольше фанатов. С какой стати английский должен быть важнее русского или испанского? Многие любят нас именно потому, что мы поем на финском. Это придает особый дух нашей музыке.
Хорошо. А сколько времени в году вам удается проводить в любимой Финляндии? Тоска по дому не одолевает?
Большую часть времени мы в любом случае проводим в Финляндии. Большие туры у нас бывают пару раз в год, но мы часто выступаем за границей по выходным. Почти четыре года мы не выпускали полноформатных альбомов, а в прошлом году вообще почти не гастролировали: всего один большой тур по Америке и несколько других выступлений. Но сейчас, после выхода альбома мы готовы покинуть дом и отправиться в тур. Не знаю как остальные, но лично я никогда не скучаю по дому. Мне нравится путешествовать вместе с друзьями. Это гораздо веселее, чем торчать дома.
Ваш первый альбом «Suden Uni» вышел в 2001 году. Можешь рассказать о его обложке? Волк почему-то похож на человека и держит палку…
Так-так… обложку нарисовал Никлас Сундин из Dark Tranquillity. Мы просто купили у него готовый дизайн, когда понадобилась обложка для «Suden Uni». Оригинальная обложка была совсем другой, но «Spinefarm» выкупили права на тот рисунок, и нам захотелось новую обложку для переиздания. Видела, у этого волка еще и пенис есть! Я не обращал внимания на эту деталь, пока мы не напечатали футболки для нашего тура по Канаде. Я не мог понять, почему она продается хуже других футболок, пока не посмотрел повнимательней. Видимо, люди не очень-то хотят видеть пенис на своей футболке. Ха-ха!
Раз уж мы заговорили о вашем первом альбоме, почему бы не вспомнить старые добрые деньки. Какие группы вдохновляли тебя на музыкальные подвиги, и кто имеет на тебя влияние сейчас?
Я в Moonsorrow не с того момента, когда Вилле и Хенри только основали группу, но у нас были общие представления о музыке и металле. Они поняли, что существует большой потенциал в изучении культуры и легенд Севера и использовании этих сюжетов в своей музыке. Я заметил то же самое, когда купил первый альбом Enslaved. Он привнес что-то новенькое в блэк-метал. Лично меня взять в руки гитару вдохновили The Beatles. Где-то в три года я уже понял, что хочу играть на гитаре. Онавсегдаочаровываламенякакинструмент. Естьвэлектрогитарахчто-томагическое. И я просто не мог перестать разглядывать картинки с Джоном Ленноном и Полом Маккартни с их «Gibson» и «Rickenbacker». Я до сих пор одержим гитарами, и сейчас у меня целая коллекция этих инструментов. Когда я слышал Thin Lizzy, Ozzy Osbourneи ранних Metallica, я понимал, что хэви-метал – это моя музыка. Затем я начал слушать Slayer и более экстремальные группы вроде Morbid Angel. Блэк-метал я впервые услышал в 1993 году, мне было тринадцать лет, и эта музыка оказала на меня самое большое влияние.
Как считаешь, сильно ли ты изменился с тех пор? Можешь ли сказать, что добился всего, о чем мечтал?
Мне кажется, что все мы вообще мало изменились. Да, мы уже не подростки, но основные составляющие личности и характера никогда не меняются. Это те вещи, которые делают человека самим собой. Это касается и моральных ценностей. Но я могу сказать, что мы… или по крайней мере я сам, в некоторой степени все-таки изменил свое мировоззрение. Я стараюсь судить о вещах объективно, принимая во внимание разные точки зрения. Я уже не мыслю так категорично, как двенадцать лет назад, когда для меня все делилось только на черное и белое. Я думаю, это справедливо для нас всех. Вы можете увидеть это, если сравните тексты наших демо-записей, например, «Tämä Ikuinen Talvi» с тем, о чем мы поем сегодня.
Вы по-прежнему дружите с ребятами из Finntroll и Ensiferum?
Конечно! Сейчас мы и видимся гораздо чаще, многие стали нашими близкими друзьями, как и ребята из Turisas. Не считая финнов, у нас также отличные дружеские отношения с ирландцами Primordial. Мы вместе ездили в тур по Европе и Северной Америке.
Исполняющая викинг-метал скандинавская группа – это звучит вполне логично. Но в последнее время появляется не мало викинг-команд из Чили, Бразилии... Как думаешь, им удается создавать правильную атмосферу в своей музыке?
Ну да, за пределами Скандинавии викинг-метал звучит странновато. Кстати, мы сами не позиционируем Moonsorrow как группу, исполняющую исключительно викинг-метал, скорее, мы играем пэган-метал. Я думаю, что все эти южноамериканские и европейские группы должны продвигать свою собственную культуру, создавать что-то более интересное, чем распевать песенки по сюжетам скандинавской мифологии. В каждой культуре есть огромная возможность проявить себя!
Какие альбомы, по-твоему, должны быть в коллекции каждого металлиста?
Slayer «Seasons In The Abyss», Enslaved «Vikingligr Veldi», Emperor «In the Nightside Eclipse», Napalm Death «Scum», Darkthrone «Transilvanian Hunger», Bathory «Hammerheart», Anaal Nathrakh «The Codex Necro».
Отлично, так и запишем. Хочешь что-нибудь сказать напоследок?
Конечно. Привет всем русским фэнам! Мы очень хотим приехать к вам и выступить перед безумной толпой. Увидимся!