ROCK ORACLE №1 01/2010 |
У Даниила Хармса есть серия литературных анекдотов про писателей, где доводятся до абсурда их стереотипичные образы. Так Пушкин предстает вечным шутником и бабником, Достоевский не дружит с головой, ну а Толстой очень любит детей и писать «Войну и мир». По фабуле новый роман Пелевина представляет собой похожий анекдот, где писатели наоборот катастрофически не соответствуют своему «имиджу».
Толстой, он же граф Т, он же Железная Борода, экипирован пистолетами, бомбами и метательными ножами. Достоевский и вовсе стал персонажем компьютерной игры, который питается водкой, колбасой и мертвыми душами. Книг в привычном смысле слова они не пишут, но зато много стреляют, соблазняют женщин и, конечно же, ищут смысл жизни. «Т» - это мета-роман, исследующий отношения автора со своим произведением. Не случайно герои повествования – писатели, оказавшиеся в непривычной роли персонажей. Над этим балаганом возникает и фигура читателя, который берет на себя определяющую роль демируга.
Задумка отличная, а воплощение так себе, если сравнивать с предыдущими работами Пелевина. С первых же страниц приходится продираться сквозь дебри философских диалогов, которые чередуются с бульварным «экшеном». Когда становится совсем скучно, автор добавляет огоньку: появляются пародии на глянец, описывается шутер «Петербург Достоевского», философ Соловьев сравнивается с однофамильцем-телеведущим – словом, возникает волшебное чувство guilty pleasure. Однако затем Пелевин снова уходит в софизм и прочие «измы», чтобы закончить отсылкой к собственному роману «Чапаев и Пустота», который – увы! – был гораздо лучше. Парадоксальным образом это только подтверждает основной посыл «Т». Автор создает произведения, которые создают автора. Между прочим, большую часть анекдотов, которые приписывают Хармсу, тоже написали его подражатели.