Rock Oracle - Виктор Пелевин "Т"
ROCK ORACLE №1 01/2010

Виктор Пелевин

Т
Эксмо, 2009

У Даниила Хармса есть серия литературных анекдотов про писателей, где доводятся до абсурда их стереотипичные образы. Так Пушкин предстает вечным шутником и бабником, Достоевский не дружит с головой, ну а Толстой очень любит детей и писать «Войну и мир». По фабуле новый роман Пелевина представляет собой похожий анекдот, где писатели наоборот катастрофически не соответствуют своему «имиджу».

Толстой, он же граф Т, он же Железная Борода, экипирован пистолетами, бомбами и метательными ножами. Достоевский и вовсе стал персонажем компьютерной игры, который питается водкой, колбасой и мертвыми душами. Книг в привычном смысле слова они не пишут, но зато много стреляют, соблазняют женщин и, конечно же, ищут смысл жизни. «Т» - это мета-роман, исследующий отношения автора со своим произведением. Не случайно герои повествования – писатели, оказавшиеся в непривычной роли персонажей. Над этим балаганом возникает и фигура читателя, который берет на себя определяющую роль демируга.

Задумка отличная, а воплощение так себе, если сравнивать с предыдущими работами Пелевина. С первых же страниц приходится продираться сквозь дебри философских диалогов, которые чередуются с бульварным «экшеном». Когда становится совсем скучно, автор добавляет огоньку: появляются пародии на глянец, описывается шутер «Петербург Достоевского», философ Соловьев сравнивается с однофамильцем-телеведущим – словом, возникает волшебное чувство guilty pleasure. Однако затем Пелевин снова уходит в софизм и прочие «измы», чтобы закончить отсылкой к собственному роману «Чапаев и Пустота», который – увы! – был гораздо лучше. Парадоксальным образом это только подтверждает основной посыл «Т». Автор создает произведения, которые создают автора. Между прочим, большую часть анекдотов, которые приписывают Хармсу, тоже написали его подражатели.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: